Принятие управленческого решения представляет собой процесс анализа, оценки и прогнозирования ситуации, поиска и согласования оптимального альтернативного варианта для достижения поставленных целей.
Процесс принятия управленческого решения — это процесс выбора лицом, которое принимает решение, самого эффективного из множества альтернативных вариантов.
В идеале необходимо построить «поле альтернатив» - выявить всевозможные варианты решения конкретной проблемы. Но на практике у руководителя редко достаточно знаний или времени для формулировки и оценки каждой альтернативы, поэтому обычно ему приходиться ограничивать количество вариантов сравнения несколькими наиболее подходящими альтернативами.
Оценка и выбор альтернатив
После того, как составлен перечень вариантов решения необходимо оценить каждую из альтернатив.
Оценка альтернативных вариантов управленческого решения заключается в определении плюсов и минусов каждого из них и возможных последствий его выбора.
Поскольку любая альтернатива имеет определенные негативные последствия, почти все каждое управленческое решение разрабатывается как компромисс.
Чтобы сравнить решения, можно использовать критерии, которые установлены в рамках этапа формулировки ограничений. Некоторые критерии выбора могут быть выражены количественно, другие — качественно. Если одна из альтернатив не удовлетворяет любому из установленных критериев, она не может рассматриваться как реалистичная.
После оценки альтернативных решений руководитель должен выбрать альтернативу с самыми благоприятными оценками и последствиями.
Градация управленческих решений по числу альтернатив
Л. Планкетт и Г. Хейл предложили следующую градацию принимаемых решений по числу альтернатив:
- бинарное – когда решение имеет две альтернативы действий (либо «да», либо «нет»;
- стандартное решение, когда рассматривается немногочисленное число альтернатив;
- многоальтернативные решения, которые имеют достаточное большое (но не бесконечное) количество альтернативных вариантов;
- непрерывные решения, при которых выбор осуществляется из бесконечного количества состояний непрерывно меняющихся управляемых величин.
При выявлении и ограничении альтернативных управленческих решений следует опираться на ряд требований:
- наличие взаимоисключаемости альтернатив;
- альтернативы должны быть описаны одними и теми же условиями;
- обеспечение полноты совокупности альтернатив.
Факторы, затрудняющие поиск альтернативного управленческого решения
Основными моментами, которые осложняют процесс разработки и принятия управленческого решения, можно назвать:
- необъективность или недостаток информации;
- собственный ошибочный опыт и предпочтения;
- слабость собственных управленческих способностей;
- неумение организовать процесс принятия и реализации решения.
Можно сформулировать ряд рекомендаций для обеспечения эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений:
- человек никогда добровольно не берет на себя ответственность, и не следует этого ждать от него;
- нельзя отпускать на самотек процесс согласования управленческого решения, чтобы избежать вмешательства разных возмущающих факторов в данный процесс;
- необходимо совершенствовать уровень своей теоретической подготовки не только в плане аспектов менеджмента, но и в плане специфики отдельных производственных процессов своей организации.
Истинная ценность решения очевидна лишь после его реализации.
Чтобы успешно решить проблему с помощью выбранного альтернативного управленческого решения следует в процессе осуществления решения эффективно мотивировать всех исполнителей.