Сущность и предмет управленческой экономики
Управленческая экономика - это прикладная отрасль микроэкономики, интегрирующая методы бухгалтерского учета, менеджмента, маркетинга и финансов.
Строго говоря, понятие управленческой экономики трактуется по-разному. Одни считают, что это сфера применения экономической теории (в частности макроэкономики) к проблемам оптимального распределения экономических ресурсов. Другие ученые рассматривают предмет управленческой экономики как распределение экономических ресурсов.
Оба вышеназванные определения верны, так в них существуют схожие элементы:
- управленческая экономика применяется для практического решения проблем,
- методы данной дисциплины можно использовать для оптимизации распределения ресурсов.
Экономическая теория разделена на две области микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика исследует отношения продавца и покупателя на рынке, макроэкономика – изучает такие экономические понятия как: национальное потребление и занятость, валовый национальный продукт и доход.
Среда фирмы это своего рода проявления глобальной экономика, так как компания существует не в вакууме. Основными ее факторами являются действия миллиардов людей, производителей и соответственно потребителей.
Международная и национальная экономическая обстановка неподконтрольна отдельной фирме и существенно отражается на возможности получения экономических ресурсов и их цене. К данным ресурсам относятся:
- оборудование,
- комплектующие,
- рабочая сила,
- материалы.
Международная и национальная обстановка оказывает значительное влияние на реализацию продукции. Соответственно можно смело предположить, что макроэкономика вносит существенный вклад в управленческую экономику. Сочетание макроэкономической теории и микроэкономики весьма эффективно, так как очень часто практическая составляющая основывается на экономической методологии, при этом применяет аналитические средства и принципы маркетинга и бухгалтерского учета, финансов и управления кадров.
Описательные модели базируются на эмпирических наблюдениях. Ученые благодаря эмпирическим моделям описывают и объясняют экономические отношения, которые существуют в реальном времени только в абстрактной форме.
Примером таких моделей служит идеальная конкуренция, при которой все участники рынки имеют полную информацию о его состоянии. Технически это невозможно, однако модель достаточно хорошо объясняет и прогнозирует поведение цены в реальном мире. Эмпирические модели позволяют объяснять проблемы, которые проявляются в реальных условиях. Ученые-экономисты утверждают, что упомянутая модель не отражает реальную экономическую ситуацию на рынке, однако, нормативные модели позволяют принять решение и выявить эффективные пути решения в достижении поставленной цели.
Модель управленческой экономики объясняет и прогнозирует ситуацию, однако без оптимизации не имеет эффекта. Для оптимизации модели используются определенные методы. Модель должна прогнозировать изучаемые явления, а не классифицировать их.
Методы управленческой экономики
В управленческой экономике используются методы математической экономики. Их использование обусловлено тем, что они помогают увидеть проблемы, которые невозможно выявить при описательном подходе.
Математический подход позволяет определить границы анализа. Основными методами, используемыми в математической экономике, являются статистические методы. Статические методы используются для объяснения экономических соотношений, например, статистические методы позволяют выявить соотношение между спросом на продукцию и ценой.
Математические методы используют:
- для определения факторов, которые оказывают влияние на спрос,
- для определения зависимости цены от спроса.
Перечисленные методы используются в национальных и международных экономических условиях. Это связано с тем, что на рынке происходит процесс интернационализации. Для эффективных действий на мировом и национальном рынке управляющему необходимо учитывать данный процесс. Однако не всегда это помогает. Интернационализация производства дает эффект в условиях отличных от национальных. Например, американские фирмы, которые открывают свое производство за пределами США, адаптируют управление, рыночную стратегию и разработку своей продукции под политическую и культурную обстановку страны, где расположено данное производство. Это вполне логично, в частности адаптация помогает при управлении персоналом.
Иногда бывают ситуации, связанные с интернационализацией и внутри самой страны. Так компании, которые не имеют своих филиалов и работают исключительно на территории своей страны, очень ярко ощущают давление иностранных капиталовложений и экспорта продукции. Примером являлся СССР, который закупал достаточно большие объемы пшеницы в Америке, из-за чего цена на муку для мелкого производства на территории США увеличилась на 20%.
Средний и малый бизнес очень часто сталкивается с конкуренцией больших производств иностранных компаний. Эта конкуренция обусловлена тем, что компании ищут дешевую рабочую силу и имеют возможность перевести свое производство в другую страну, где это дешевле. В связи с этим снижаются издержки, соответственно крупная организация может конкурировать с малым бизнесом ценой на продукцию.
Экономисты прогнозируют увеличение интеграции до конца столетия. Поэтому основными рекомендациями для малого бизнеса является адаптация процесса выработки управленческих решений к условиям мирового рынка.