Понятие и сущность творчества
Творчество как фактор и средство мотивации – это подход к творчеству с позиций его влияния на мотивационную сферу человека.
Концептуальное познание творчества сопряжено с некоторыми трудностями. Хотя существует огромное количество определений этого понятия, до сих пор не сложилось единого понимания этого феномена. Разные исследователи предлагают определять творчество как:
- отражение,
- становление,
- форму развития,
- аспект,
- форму деятельности,
- особый процесс,
- форму жизни.
Проблемы творчества – это предмет острых споров и дискуссий, вызывающий неизменный интерес в мировой науке. Исследованием проблемы творчества занимались еще античные философы. Веками человеческая мысль стремилась проникнуть в суть загадки творчества, но многие моменты до сих пор неясны. Не вызывает сомнений только тот факт, что творчество представляет собой сложный феномен человеческого мышления. Изучением творчества занимаются разные гуманитарные науки:
- психология,
- философия,
- социология,
- педагогика,
- эстетика и другие.
Существует даже отдельная наука, занимающаяся именно творческой деятельностью – эвристика.
Основными факторами, обуславливающими интерес к творчеству, являются:
- усиление внимания к проблемам личности человека. Идет поиск ответов на вопросы о роли личности в развитии искусства и в историческом процессе, о подлинной сущности человека и смысле его жизни. При рассмотрении искусства с таких позиций центральным становится вопрос об изучении творца как субъекта деятельности,
- взаимосвязь между проблемами творчества и запросами современного научного и технического развития,
- сама природа творчества и практика восприятия результатов творческой деятельности – стихов, прозы, музыки, картин, фильмов и т.д.
Самопонимание человека происходит через мир созданных им объектов, посредством их восприятия. Творческие способности выступают сущностными силами человека. Они неодинаковы по уровню развития, т.к. между людьми есть различия на генетическом уровне; их условия жизни также различаются. Ученые выделяют три уровня способностей:
Продуктивно-репродуктивный, в соответствии с которым способности являются неотъемлемым свойством каждого человека. Его смысл заключается в том, что из элементов и правил, не меняющихся или меняющихся незначительно, воспроизводится неограниченное число объективизаций. Появление чего-то нового может произойти только случайно. Продуктивно-репродуктивные творческие способности проявляются как повседневная разговорная речь или однообразное массовое производство,
Генеративный, также проявляющийся у всех людей, но в разной мере. Она состоит в том, что на основе имеющихся элементов и правил формируются новые варианты. Такой уровень творчества присущ изысканной литературной речи, фольклору, произведениям ремесленного труда, техническим рационализаторским решениям. Иными словами, это творчество, не выходящее за рамки традиций,
Конструктивно-инновационный. Способности этого уровня проявляются при обновлении элементов и правил, выражении нового наполнения. Он характерен для немногих личностей, хотя потенциальную способность к созданию радикального нового имеет гораздо большее количество людей, чем количество людей, которые получают возможность ее развивать и реализовать. Этот уровень творчества обуславливает создание классических произведений искусства, совершение фундаментальных научных открытий и появление изобретений.
Чем радикальнее результаты творчества, тем глубже их предпосылки, т. е. общие и необходимые связи, отражение которых служит внутренним регулятором творческой деятельности.
Мотивация творчеством
По своей природе человек имеет склонность к созиданию, творчеству и поиску. Большинство людей таким образом самовыражаются и самоутверждаются. Творческий процесс доставляет удовольствие. Творчество – это сильнейший мотивационный фактор. Стремление к творчеству можно использовать в менеджменте.
Понятие творчества находится в тесной связи с понятием исследования. Творчество базируется на исследовании и находит проявление в исследовательских процессах. Понятия творчества и исследования неразделимы.
В современном управлении находят отражение условия и особенности развития общества и производства, самого человека и технологий. Поэтому возрастает необходимость реализации исследовательского подхода. Благодаря нему управление становится перспективным и динамичным, возрастает инновационный потенциал, повышается профессионализм в процессе принятия управленческих решений, степень научности управления.
Инновационные решения представляют собой следствие малых или больших исследований. Не инновационные решения тоже могут базироваться на исследованиях и иметь творческий характер. Исследования могут иметь различный масштаб, предмет, объем работ и т.д.
Для обеспечения инновационности в современном управлении на исследовательскую деятельность должно приходиться не менее 30% усилий или рабочего времени менеджера. Если менеджер успешен, он должен понимать, в чем залог этого успеха и как его можно закрепить. Если решения приводят к неудачам, нужно искать настоящую причину этих неудач. В любом случае, нужен непредвзятый анализ, который базируется не только на интуиции, но и на научной методологии.
Исследование может рассматриваться как ведущая ценность современного менеджмента, которая определяет стиль функционирования системы управления в целом, а также определенный тип организационной деятельности работников (ответственность, мотивация, требования, нормативы).
Если рассматривать персональную деятельность менеджера, необходимо отметить, что исследования обеспечивают соединение научности управления с творчеством, искусством. Управление должно не только характеризоваться исследовательскими чертами, но и испытывать влияние исследовательского подхода в совершенствованиях, рационализациях и модернизациях.