Предпосылки возникновения теории научного менеджмента
Теория научного менеджмента – это базовая классическая теория менеджмента, разработанная Фредериком Уинслоу Тейлором.
За разработку теории научного менеджмента Ф.У. Тейлора называют отцом менеджмента. Разумеется, задачи управления предприятия возникли намного раньше. Как только появились достаточно крупные предприятия (в результате промышленной революции), потребовалось управлять ими, стремясь добиться максимальной эффективности функционирования. Но только в конце XIX – начале XX века Ф.У. Тейлор основал управление как науку, доказав, что «управлять можно научно».
Основные труды Ф.У. Тейлора:
- «Управление предприятием» (1903 год),
- «Принципы научного управления» (1911 год).
Изначально Ф.У. Тейлор ставил перед собой задачу добиться рационализации производства, повышения эффективности и производительности труда. В результате наблюдений он заметил, что многие рабочие считали минимальную производительность нормой, которую незачем перевыполнять. Эту позицию он обозначил как «притворство», разделив его на два типа:
- естественное притворство,
- системное притворство.
Под естественным притворством понимается стремление рабочих облегчить нагрузку.
Желание людей не делать то, что можно не сделать, выглядит естественно: никто не хочет совершать действия без мотивации.
Системное притворство включает два компонента:
- снижение производительности самими рабочими из-за недальновидности при оценке своих интересов,
- готовность руководства признавать определенный рабочими низкий (ниже оптимума) уровень производительности как нормальный.
При исследовании выполнения различных работ Ф.У. Тейлор использовал инженерный подход. Основоположник теории научного менеджмента разбивал каждую трудовую операцию на элементарные составляющие, после чего применял метод хронометража.
Научное хронометрирование – процесс выявления времени, которое действительно необходимо на выполнение трудовой операции.
На основе изучения лучших элементов, самых правильных методов, был сформулирован принцип экономии сил.
Принцип экономии сил – это принцип, требующий достижения максимального результата с наименьшими затратами времени и ресурсов.
Основные принципы теории научного менеджмента
В своей книге «Принципы научного управления» Ф.У. Тейлор сформулировал три основных принципа научного менеджмента:
- Решения, которые приняли выполняющие действия рабочие, должны быть заменены на научно обоснованные решения.
- На смену бессистемному подбору рабочих должен прийти научный подбор, включающий изучение качеств рабочих, дополняемый системой подготовки.
- Между рабочими и руководителями должно быть налажено тесное сотрудничество. Только так работа будет выполняться в соответствии с определенными научными закономерностями и законами. Потребность в решении отдельным работником каждой отдельной проблемы отпадет.
В основе указанных принципов лежит предпосылка, что на современном сложном предприятии отдельный рабочий не способен понять всю сложную организационную систему. Соответственно, он не может эффективно организовать свой труд. Перед рабочим ставится единственная задача: точно и четко выполнять то, что ему предписали. Организацией труда должна заниматься администрация организации. Реализовав централизацию и единообразие подходов, руководители могут стандартизировать деятельность множества рабочих. Именно руководство обязано внедрить научно обоснованную систему, способствующую постоянному росту производительности труда.
Наряду с формулированием принципов функционального управления, Ф. У. Тейлор предсказал, что управленческие структуры будут развиваться вертикально.
Ф.У. Тейлору принадлежит еще одно научное достижение – разделение функций управления и планирования.
Кроме того, Ф.У. Тейлор акцентировал внимание на трех ключевых элементах повышения производительности труда:
- задание, сформулированное исходя из анализа работы и определения оптимальной последовательности операций;
- рассчитанная норма времени;
- научно разработанный метод работы, закрепленный в инструкции.
Реакция на теорию научного менеджмента
Реакция на теорию научного менеджмента была противоречивой:
- с одной стороны, руководители компаний поняли, что применение рекомендованных в рамках этой теории методов дает ощутимый экономический результат, и начали их внедрят;
- с другой стороны, оптимизация процессов привела к значительному сокращению потребности в работниках. Рабочих начали сокращать. Это вызвало недовольство рабочих и тревогу профсоюзов. Американские профсоюзы даже организовали кампанию против распространения научного менеджмента.
Критика теории Ф.У. Тейлора базировалась на том, что он пренебрегает человеческим фактором, рассматривая рабочих как роботов, единственная функция которых – обеспечение высокого уровня производительности. Упоминали, что внедрение всех его принципов обесценивает мастерство, снижает потребность в квалифицированном труде – предельная алгоритмизация позволит выполнять операции любому человеку.
Несмотря на сопротивление профсоюзов и жесткую критику, система научного менеджмента к 1930-м получила широкую известность и стала применяться во многих странах. Предложенное им вычленение в работах элементарных операций позволило впоследствии создать сборочный конвейер, значительно повлиявший на промышленное развитие США в первой половине XX века.
Методы научного менеджмента нашли применение и в СССР. Они были положены в основу системы научной организации и нормирования труда.
Таким образом, хотя сегодня некоторые положения теории научного менеджмента признаются сомнительными, она сыграла существенную роль в становлении менеджмента. Именно в трудах Ф. У. Тейлора впервые были синтезированы и систематизированы имеющиеся представления об управлении людьми, предложены методы, позволившие менеджменту как науке развиваться в последующие десятилетия.