Принципы оценки эффективности деятельности предприятия
Технологии контроля экономической эффективности предприятия – это инструменты, позволяющие сопоставить получаемый в ходе функционирования предприятия экономический эффект с затратами, понесенными для получения этого эффекта.
Оценка экономической эффективности деятельности предприятия базируется на трех ключевых принципах:
- связь цели деятельности с итоговым результатом. Наличие этой связи является главным принципом при оценке эффективности предприятия. В ходе предпринимательской деятельности осуществляется коммерческая, финансовая и производственная деятельность. У каждой из них есть своя цель, и иногда эти цели исключают друг друга. В качестве иллюстрации можно указать снижение затрат и максимизацию прибыли. В таком случае формулируются задачи, заключающиеся в поиске единонаправленных целей или компромисса. Говорят, что оценка эффективности хозяйственной деятельности производится на основе применения многоцелевой (многофакторной) оптимизации,
- определение критериев оптимальности. Оптимальность предполагает, что в системе достигаются максимальные или минимальные значения определенных параметров. На основе критериев оценивают, оптимальны ли итоговые результаты. Речь идет о допустимом, а не необходимом применении критериев. Систему критериев применяют в том случае, когда невозможно применить обобщенные или единые оценки. Например, для оценки устойчивости стратегической бизнес-позиции используются такие показатели, как темп роста доли рынка или увеличение конкурентных преимуществ в рыночной среде. Чтобы реализовать поставленные задачи и повысить прибыльность и доходность, необходимо задействовать дополнительный потенциал. Приоритетными считают цели, подразумевающие укрепление рыночных позиций, раскрытие потенциала роста результатов хозяйственной деятельности,
- связь между жизненным циклом товара и показателями хозяйственной деятельности. Ранние этапы жизненного цикла продукта (разработка и внедрение) не предполагают получение прибыли – ее образование начинается только тогда, когда товар переходит на стадию роста (в завершении этапа внедрения). Прибыль – это мотивирующее звено, заставляющее компанию стремиться к повышению качества продукции, разработке товаров под рыночные потребности, минимизации затрат на проведение исследований и апробацию. Это позволяет сократить продолжительность каждой из стадий.
Критерии оценки эффективности деятельности компании
Показатели, которые отражают совокупную эффективности функционирования компании, определяются путем сопоставления имеющихся в распоряжении фирмы средств и полученных в ходе его работы результатов. К таким показателям относятся:
- затраты, приходящиеся на единицу реализованной на рынке продукции,
- общая рентабельность активов предприятия,
- рентабельность процесса производства,
- оборачиваемость активов предприятия.
Общая рентабельность активов – это обобщающий показатель, который отражает прибыль компании, приходящуюся на один рубль средств (в которые включаются все возможные виды ресурсов, имеющихся у предприятия, выраженные в денежной форме). Часто слово рентабельность заменяют словосочетанием «окупаемость вложенных средств».
Применяются и другие критерии эффективности:
Временные критерии - это:
- время, которое затрачивается на принятие и согласование решений,
- общая длительность бизнес-процессов,
- время вынужденных простоев.
Стоимостные критерии - это:
- разные затраты, классифицированные в соответствии с выбранной номенклатурой,
- общие затраты, приходящиеся на все процессы в совокупности,
- затраты, обеспечивающие поддержание процессов в работоспособном состоянии.
К критериям качества моделирования бизнес-процессов относят:
- непротиворечивость и взаимосвязанность модели,
- соответствие проведенного моделирования принятой методологии,
- соответствие наставлениям, закрепленным в инструментальном и информационном комплексе.
Критериями эффективности бизнес-процессов являются:
- уровень автоматизации производимых процессов,
- объем произведенной продукции, отвечающей предъявляемым требованиям по качеству,
- степень загрузки оборудования и персонала.
Критериями, позволяющими оценить эффективность менеджмента, являются:
- процент неисполненных решений,
- количество времени, требующееся для исполнения принятого решения,
- периодичность проведения контроля.
Базовые методы оценки эффективности предприятия
Чаще всего при оценке эффективности функционирования предприятия используют традиционный инструментарий:
Горизонтальный анализ. Второе название этого инструмента – трендовый анализ. Его смысл состоит в том, что показатели исследуются в разрезе изменения за временной период. Для этого вычисляют темпы роста или прироста показателя. Чаще всего используют следующие виды трендового анализа:
- сравнение показателя отчетного периода с показателями предшествующего периода,
- сравнение значений за несколько прошлых периодов, что позволяет обнаружить тенденции,
- сравнение показателя периода с прошлогодним аналогичным периодом (например, за месяц или квартал). Это важно для предприятий, деятельность которых характеризуется сезонностью,
Вертикальный анализ. Его второе название – структурный анализ. Заключается в разложении обобщенных показателей на структурные элементы и вычислении их доли. Широкое применение имеет вертикальный анализ активов, вертикальный анализ прибыли, анализ структуры инвестиционного портфеля и т.д.,
Сравнительный анализ. Сводится к поиску соотношения между значениями сходных показателей. Сравниваться могут прогнозные, плановые и фактические значения, или значения показателя, полученные на разных предприятиях. При этом могут вычисляться абсолютные или относительные отклонения, после чего проводится анализ факторов, обусловивших возникновение этих отклонений.