Российская модель менеджмента
Наряду с другими моделями менеджмента – американской, японской, европейской и другими сложившимися моделями менеджмента – свое развитие получает и российская система управления. Каждая из перечисленных нами моделей менеджмента имеет свои особенности, обусловленные государственно-экономическими и национальными факторами. В связи с этим возникает необходимость изучения направлений развития российского менеджмента и определения основных тенденций управленческой деятельности.
Обращаясь к российской модели менеджмента, следует отметить, что модель менеджмента в российских организациях находится в зачаточном состоянии. Существуют факторы, способствующие и препятствующие развитию и совершенствованию менеджмента.
К факторам, препятствующим становлению относятся:
- транзитивный этап экономики и незавершенная трансформация российских организаций;
- традиции командно-административного подхода к управлению;
- слабая управленческая компетентность руководителей;
- дефицит квалифицированных кадров;
- недостаточно развитая инфраструктура.
К факторам, способствующим становлению менеджмента, относятся:
- высокий научно-интеллектуальный потенциал населения;
- опыт государственного регулирования экономики;
- опыт освоения высоких технологий;
- предприимчивость в условиях либеральной экономики;
- целеустремленность нашего народа и его способности к творчеству.
В настоящий момент стремительный рост и высокая скорость протекания социально-экономических и политических обуславливает среду формирования российского менеджмента. На формирование менеджмента в нашей стране также влияет ее срединное географическое положение, что и объясняет учет западных и восточных культур в специфике российской модели менеджмента.
Теоретики и практики менеджмента зачастую представляют российский менеджмент как обобщенную мировую модель. Однако это не совсем верно, так как в этом случае необходимо учитывать исторические и национальные особенности русской культуры. Отличительная черта российского менеджмента – это научно-интеллектуальный потенциал, оказывающий влияние на развитие управленческих качеств и образованию команд высококвалифицированных менеджеров. Тесная связь экономической и политической сферы предопределяет трудности в управлении, т. к. развитие рыночной экономики в разных регионах различно.
Формирование российской модели менеджмента в большей мере происходит на основе тесной взаимосвязи культур. Разрабатывая свои стратегии развития российские компании должны учитывать этот факт, т. к. при более внимательном их рассмотрении можно выделить черты, наиболее подходящие для развития российского менеджмента. Также на наш взгляд, следует обратить внимание на национальную систему ценностей, где можно увидеть и логически обосновать признаки русского стиля менеджмента, имея при этом возможность задействовать их в любых управленческих системах.
Формирование модели менеджмента в России – это незавершенный процесс, и его научное обоснование, и практическое применение. Недостаток знаний в сфере управления выражается также в сложной национальной культуре народа. Многие теоретики менеджмента рассматривают российскую модель как культурный феномен, тем самым, не имея возможности дать объективную оценку этого явления. Русская ментальность накладывает свой отпечаток на систему управления, что препятствует формированию однозначной характеристики российской модели.
Симбиозная модель менеджмента
Пожалуй, одной из интересных и эффективных, на наш взгляд, моделей, является симбиозная модель менеджмента типа «Z», представляющая собой совокупность лучших черт национальных моделей (в большинстве случаев, американской и японской моделей). В качестве примера можно привести компанию IBM, максимально использующую арсенал принципов управления теории «Z». Корпорация IBM (год – 1914, основатель – Т. Уотсон) является одной из крупнейших в мире в отрасли производства компьютеров и конторского оборудования. Эта компания является образцом в области экономики и управления, что позволило ей быть включенной в список немногочисленных организаций, достойных подражания. Главную роль в менеджменте симбиозных компаний играет человеческий фактор. Деятельность компании IBM осуществляется под лозунгом: «Каждая личность неповторима». В системе управления компанией IBM можно увидеть наличие двух групп принципов менеджмента.
Первая группа, принципы которой схожи с принципами японской модели менеджмента, представлена такими принципами:
- сильное убеждение в необходимости для людей продукции, производимой IBM;
- политика полной занятости;
- косвенный контроль, дающий возможность определить преданность работников компании;
- личные стимулы;
- развитие неспециализированной карьеры персонала организации;
- регулярное повышение разнообразия работы;
- участие сотрудников в принятии решений;
- предание первостепенного значения в производстве человеческому фактору;
- развитие сильной культуры.
Ко второй группе специальных принципов относятся принципы, имеющие сходство с принципами американской модели. К ним относятся:
- сильная вера в индивидуализм;
- кадровые процедуры, гарантирующие индивидуализм;
- единый статус для всего персонала компании;
- набор работников высшего класса;
- продолжительная подготовка кадров;
- максимальная ответственность за результаты труда;
- планируемые ограничения для менеджмента (вынужденное делегирование полномочий подчиненным);
- поощрение расхождения во взглядах;
- доминирование горизонтальных связей;
- институциализация перемен.
Причина успеха компаний, функционирующих в рамках симбиозной модели менеджмента, заключается в грамотном сочетании сильных стороны различных национальных культур, сводя к минимуму их слабые стороны.
Азиатская модель менеджмента
Азиатская модель менеджмента представлена китайской, южнокорейской, сингапурской и другими национальными моделями, вносящими в совокупности наибольший вклад в развитие мировой управленческой мысли. В последние десятилетия все большее признание получают молодые модели азиатского менеджмента, прежде всего, южно-корейского и китайского.
В Корее, как и в Японии, действует система пожизненного найма, также важнейшее значение придается человеческому фактору, социальной политике и системе управления персоналом. Обнаруживается сходство с японской моделью и в процессе принятия решений.
В научном и практическом плане интерес сегодня представляет формирующаяся модель менеджмента китайских организаций, основанная на взаимосвязи законов и принципов эталонного мира бизнеса с национальными традициями и обычаями.
Китайская модель менеджмента, в определенном смысле, как отмечает Ч. Цзюнь, балансирует между «рыболовецкой культурой» и «садовой культурой». Первая отличается «жадностью и страстью к владению», согласно чему компании ориентированы на проведение агрессивной бизнес-политики. Вторая отличается пониманием и любовью к жизни, основана на принципе: «Разум уважает ценность человека», и открывает перед людьми ценность образованности, семьи, страны, мира.
Во внешней среде, в формирующемся многополярном мире, Китай становится одним из серьезнейших центров силы. На территории страны проживают 25% населения земного шара. Последние 30 лет в экономике ознаменовали мощный рывок вперед, благодаря чему Китай превратился в могучую державу, которая в состоянии бросить вызов мировому лидерству в лице США. На сегодняшний день Китай считается первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой. Характерная черта современной китайской экономики – зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований.
Очевидно, что Китай сегодня создает уникальную систему менеджмента, основанную на оптимальном сочетании восточной и западной моделей управления, которая уже зарекомендовала себя на мировых рынках.
Что касается Сингапурской модели менеджмента, то здесь можно в пример привести международную компанию «Singapore Airlines», которая, по мнению экспертов менеджмента, является одной из эталонных компаний XXI в. Основными принципами управления в компании Singapore Airlines являются:
- построение и поддержание сильного бренда;
- безупречное обслуживание клиентов;
- постоянное стремление к инновациям в сочетании с приверженностью традициям;
- повышенное внимание к кадровой политике и системе управления персонала при доминанте внимания к вопросам отбора и обучения кадров.
Таким образом, мы видим, существует большое разнообразие моделей менеджмента, каждая из которых отличается своей неповторимостью, не исключая общих черт, т. к. все мы находимся в рамках одного мирового экономического сообщества.