Содержание системы инновационного менеджмента организации
Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации – это характеристики действующей в организации системы управления инновационным процессом, инновациями и отношениями, которые возникают в процессе движения инноваций.
Инновационный менеджмент базируется на нескольких ключевых положениях:
- поиск идеи, которая служит фундаментом для конкретной инновации, производится целенаправленно,
- для каждой инновации организация инновационного процесса включает комплекс работ, благодаря которому происходит превращение идеи в конкретный предмет (материализованную форму операции или новый продукт), пригодный для продажи и продвижения на рынке,
- реализация и продвижение товара на рынке – это процесс, который требует активных действий и творческого подхода со стороны продавца.
Черты инновационного менеджмента:
- инновационный менеджмент работает с определенным типом ресурсов – интеллектуальными и научно-техническими (наукой, информацией, технологиями). При этом изобретатель отличается от инновационного менеджера. Для изобретателя главным является само изобретение как таковое, для него это не бизнес. Инновационный менеджер является предпринимателем, и для него важна организация,
- инновационный менеджмент характеризуется свойством системности, поэтому для него требуется интеграция ряда наук и дисциплин. Только в таком случае становится возможным решение важнейших общественных проблем,
- творческий инновационный менеджмент обладает способностью к рассмотрению проблемы или кризиса в целом. Решаемая им задача – формулировка вопросов, выработка путей их решения и выбор из набора альтернатив лучших мер,
- гибкость структур является неотъемлемым атрибутом инновационного менеджмента,
- инновационные менеджеры – это специалисты, способные к выполнению нерутинных задач, поскольку среда их работы отличается динамичностью (особенно в активно развивающихся отраслях).
Субъекты управления в инновационном менеджменте – это работник или группа работников (специалисты по маркетингу, финансам и т.д.), посредством способов и приемов управления осуществляющие целенаправленное воздействие на объекты управления.
Объекты управления в инновационном менеджменте – это инновации (новые операции и продукты), инновационные процессы и экономические отношения, складывающиеся между участниками рынков инноваций (продуцентами, продавцами, покупателями).
Инновационный менеджмент реализует две группы функций:
- функции субъекта управления,
- функции объекта управления.
Среди функций субъекта управления можно выделить:
- прогнозирование, охватывающее исследование на длительную перспективу изменений экономического и технико-технологического состояния объекта управления (целиком или определенных его частей). В результате прогнозирования инноваций формируется прогноз о возможных направлениях изменений, тенденциях потребительского спроса и наметившихся тенденциях научно-технического развития,
- планирование, в которое входит комплекс мероприятий, связанных с выработкой плановых заданий и воплощению их на практике в рамках инновационного процесса,
- организация, состоящая в объединении людей для совместной реализации инвестиционной программы на основе процедур и правил,
- регулирование, состоящее в воздействии на объект управления в целях достижения устойчивости экономической и технико-технологической систем при отклонении их от установленных параметров,
- координация, сводящаяся к обеспечению согласованности в работе всех звеньев системы управления, управленческого аппарата и отдельных сотрудников,
- стимулирование, выражающееся в побуждении работников быть заинтересованными в результатах труда по созданию и воплощению инноваций,
- контроль, заключающийся в проверке, как организован инновационный процесс, как происходит создание и реализация инноваций.
Функции объекта управления:
- рисковое вложение капитала (организация венчурного финансирования на инновационных рынках),
- организация инновационного процесса,
- продвижение и диффузия инноваций.
Структура системы инновационного менеджмента организации
Основные компоненты, выделяемые в структуре системы инновационного менеджмента:
- выход системы. Это товары (продукция, работы, услуги), которые выпускает компания. Главным требованием к ним является конкурентоспособность на рынке, что позволяет фирме функционировать с прибылью,
- вход системы. Это все то, что фирма получает, что позволяет ей обеспечивать выпуск продукции, в частности, сырье, материалы, комплектующие, информация, оборудование, энергия, документы, кадры. Вход должен быть конкурентоспособным – иначе невозможно будет поддерживать конкурентоспособность выхода (нельзя произвести качественную продукцию из плохого сырья),
- обратная связь. Она включает требования и рекламации клиентов, новые сведения от потребителей, которые возникают как из-за неудовлетворительного качества продукции, так и в связи с другими факторами,
- внешняя среда системы. Компонентами внешней среды являются макросреда, инфраструктура (мезосреда) и микросреда. Все они оказывают прямое или косвенное воздействие на конкурентоспособность, устойчивость и эффективность работы фирмы.
«Выход», «вход», обратная связь и внешняя среда – окружение компании.
К внутренней среде фирмы относятся подсистемы:
- научного сопровождения,
- целевая (формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций),
- обеспечивающая (количество, качество, сроки поставок),
- управляемая (конкретные компоненты по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла),
- управляющая (несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента),
которые в совокупности составляют систему инновационного менеджмента.