Система управления по целям широко признана среди практиков, по причине того, что она обеспечивает результат по достижению запланированных показателей. При согласовании целей на всех уровнях и звеньях повышается мотивация и заинтересованность в достижении целей и задач. Четко заданные временные рамки решения организационных задач позволяют малыми шагами двигаться к получению желаемого результата.
Принципы УПЦ
Принципы управления по целям сформулированы исходя из определенных предпосылок:
- система управления организацией должна обеспечивать достижение целей и задач организации;
- каждый руководитель, от высшего до низшего уровня, должен иметь четко определенную цель в рамках обязанностей, возложенных на него;
- цели и задачи всех менеджеров должны быть согласованы, и в соответствии с чем организуется работа по их реализации;
- менеджеры и исполнители формируют совместно функции и добиваются выполнения их путем взаимных консультаций; в идеале формируется иерархия целей, конкретизируемых при движении сверху вниз на каждом последующем уровне.
Этапы процесса управления по целям
Процесс управления по целям включает в себя ряд этапов:
- Уточнение круга полномочий и обязанностей руководителей каждого уровня;
- Разработка и согласование цели и задачи управления в рамках заданных полномочий и обязанностей;
- Составление реальных планов достижения поставленных целей;
- Осуществление контроля, измерения, оценки работы и достигнутых всеми руководителями результатов, и корректировка заданий по каналам обратной связи, после чего может возникнуть потребность в новом согласовании целей.
Итак, если целеполагание — это начало любой управленческой деятельности, то обязательным продолжением ее является установление типов работ, необходимых для достижения целей.
Менеджер не только составляет планы, но и организует их выполнение путем формирования структуры, процессов и методики, с помощью которой организуется совместная работа. Главное место в деятельности менеджера занимает разработка системы показателей, с помощью которых измеряется и оценивается результат труда каждого работника подразделения в отдельности, и организации в целом.
Выполняя перечисленные работы, менеджер создает необходимые предпосылки для эффективного труда персонала.
Концепция управления по результатам
Рассмотрим концепцию управления по целям, разработанную финскими специалистами и учеными и известную под названием «Управление по результатам». Концепция управления по результатам является частью работы по общему совершенствованию управления организацией, которая включает в себя такие направления, как:
- совершенствование организационной деятельности, направленное на рост ее эффективности;
- улучшение структуры, способов и средств управления, а также внутренней атмосферы в организации;
- совершенствование стиля управленческой работы и всестороннее развитие менеджера, форм сотрудничества и повышение навыков практической управленческой деятельности.
Сущностью концепции управления по результатам является целостная система управления, которая ориентирована на результаты и основана на использовании творческого потенциала коллектива, новейших методов и технологий управления.
В качестве принципов концепции заложено следующее: цель деятельности - это получение запланированных результатов. Приоритеты и цели не являются постоянной величиной, пересмотр их может быть связан с изменением внутренних и внешних условий, с достижением поставленных ранее целей или с признанием ошибочности их.
Цели в рамках данной концепции — это те ключевые результаты, к которым на протяжении достаточно длительного периода времени организация стремится.
Нормативным числом ключевых результатов признано от 4 до 6. Выделяют следующие типы ключевых результатов:
- по коммерческой деятельности: выручка, переменные и постоянные затраты, издержки, рыночная доля, рентабельность, платежеспособность и т. д.;
- по функциональной подсистеме: по производству — количество, качество и ассортимент производимой продукции, ритмичность производства, степень использования производственных мощностей и пр.);
- по некоммерческой деятельности, которая способствует достижению цели функциональных подсистем (атмосфера во взаимоотношениях, сотрудничество с прочими организациями, имидж предприятия, творческая составляющая и др.).
Среди критериев отбора задач, определяемых после определения целей: согласованность, реалистичность, одобрение, гибкость, измеримость, привлекательность для исполнителя.
В процессе управления по результатам выделяют такие стадии:
- Составление автопортрета коллектива фирмы.
- Планирование результатов, включая разработку долгосрочных, стратегических, годовых и индивидуальных планов.
- Достижение результатов на базе ситуационного руководства, использующего прогрессивный стиль, методы и технику, а также такие черты менеджера, как творческий подход, настойчивость, знание людей и дела.
- Контроль с целью оценки достигнутого результата, способа их получения и использования сложившейся ситуации. Итоги по результатам оценки должны быть учтены в повседневной работе, планах отчетного периода, а также при стратегическом планировании.
Развитие рассматривается как процесс изменений, которым в соответствии с известными принципами менеджмента организации можно управлять. Развитие в процессе управления по результатам предполагает комплексность в совершенствовании всей организации в целом, а также воспитание мыслящих творчески, напористых и профессионально подготовленных менеджеров.
Достоинства и недостатки системы управления по целям
За время использования системы управления по целям выявилось ряд ограничений эффективного применения данной концепции. Так, она не является успешной на плохо организованных предприятиях, где за правило принято «спускать» цели сверху вниз, не привлекая к их согласованию и постановке руководителей нижестоящего уровня. Ее затруднительно использовать в случае, когда отсутствует личная мотивация и информация, необходимая для управления, а также при неудовлетворительно организованном контроле.
Достаточно высокая трудоемкость процесса управления по целям может также рассматриваться как существенное препятствие к широкому его использованию. Так же как и то, что во время реализации целей и задач внимание руководителя и исполнителей сконцентрировано на достижении краткосрочных и текущих результатов, что часто приводит к тому, что главное — стратегические цели развития организации забываются. С целью снижения воздействия этого фактора, оценка полученных результатов производится с учетом влияния их на показатели оперативного, тактического и стратегического плана.
Несомненными достоинствами являются условия для повышения эффективности работы за счет четкого представления всеми работниками организации связей между своими задачами и целями организации в целом. После согласования на всех уровнях и во всех звеньях целей повышается мотивация к работе и заинтересованность в достижении заданных целей и задач. Четко определенные временные рамки решения задач организации также позволяют малыми шагами продвигаться к получению конечного результата. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными улучшаются, поскольку и тех и других система мотивирует работать на конечный результат. Помимо этого, формируются необходимые условия для обучения и наставничества в процессе выполнения заранее согласованного круга задач.