Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление процессом стратегического планирования

Понятие процесса стратегического планирования

Определение 1

Процесс стратегического планирования – это реализация одной из функций стратегического управления, представляющей собой выбор целей и способов их достижения.

Стратегическое планирование играет роль фундамента для всех управленческих решений. На выработку стратегического плана ориентированы такие функции менеджмента, как:

  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Если отказаться от использования преимуществ стратегического планирования, организации и отдельные люди лишатся четких способов оценки целей и направлений развития корпорации. Стратегическое планирование формирует основу управления компонентами организации.

Система стратегического планирования обеспечивает менеджерам и собственникам (акционерам) возможность определить направление и темп развития компании, обозначить основные рыночные тенденции, выявить желательные организационные и структурные преобразования, способствующие повышению конкурентоспособности компании, реализации ее преимуществ, а также инструменты, необходимые для достижения успеха.

Вопросы стратегического планирования актуальны не только для транснациональных корпораций, но и для небольших компаний, вплоть до представителей среднего и малого бизнеса. Ошибочно считать, что развитие малого предприятия можно пустить на самотек. Хотя возможности анализа в небольших компаниях часто более ограниченны, чем в крупных (например, не хватает ресурсов для проведения масштабных исследований рынка, опросов целевой аудитории и т.д.), это не должно служить поводом для полного отказа от осуществления стратегического планирования.

В процессе осуществления стратегического планирования высшее руководство реализует следующие функции:

  • углубленно изучает среду, цели и этапы разработки стратегии. Эта функция включает в себя и окончательную конкретизацию целей, и доведение стратегических идей и сущности установленных целей до руководителей более низкого уровня и рядовых сотрудников,
  • принимает решения по эффективному приложению ресурсов, имеющихся в организации,
  • определяет организационную структуру компании,
  • проводит необходимые трансформации. Производимые в рамках выполнения стратегии изменения называются стратегическими изменениями. Они могут осуществляться в виде радикального преобразования, умеренного преобразования, обычных изменений и несущественных изменений. Масштаб определяется индивидуально в каждом конкретном случае,
  • при возникновении непредвиденных обстоятельств пересматривает план осуществления стратегии.
«Управление процессом стратегического планирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этапы управления процессом стратегического планирования

В рамках процесса стратегического планирования можно выделить несколько этапов, и управление должно осуществлять по ним:

  1. Определение миссии и цели функционирования организации.
  2. Анализ среды (внешней и внутренней). При этом собирается информация, анализируются сильные и слабые стороны компании, возможности ее развития и потенциальные угрозы.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация принятой стратегии.
  5. Оценка и контроль исполнения стратегии.

Первый этап посвящен определению миссии и цели.

Определение 2

Миссией называется концептуальное намерение осуществлять движение в установленном направлении, выражающее смысл существования и философию организации.

Чаще всего в миссии детализируют статус компании, базовые принципы его функционирования, обозначаются намерения менеджмента. Миссии бывают крайне амбициозными, они ориентированы на будущее, указывают на приоритетные для организации ценности. Миссия никак не связана с текущим состоянием компании, она не зависит от имеющихся финансовых проблем. Не принято формулировать миссию как получение прибыли (хотя для коммерческих организаций часто именно это служит причиной создания).

Определение 3

Целью называют конкретизацию миссии в доступной для управления форме.

Характеристиками целей, используемых в стратегическом планировании, являются:

  • временная ограниченность, ориентация на конкретный период,
  • измеримость и четкость,
  • согласованность с миссией и ресурсами, внутренняя непротиворечивость,
  • контролируемость и адресность.

С миссии и целей начинается построение стратегии и политики компании.

На следующей стадии проводится стратегический анализ. Он служит инструментом стратегического управления, позволяющим руководству оценить свою деятельность. В стратегическом анализе широко применяются двумерные матрицы, позволяющие сравнивать процессы, продукты, производства, подразделения по набору критериев. В стратегическом анализе можно выделить три компонента:

  • внешняя среда – влияние права, политики, экономики, технологии, социальных факторов и т.д., действующих на макроуровне,
  • непосредственное окружение – контрагенты (покупатели и поставщики), конкуренты, рабочая сила,
  • внутренняя среда – потенциал компании, ее кадры и другие ресурсы.

На основе анализа осуществляется построение стратегии.

Определение 4

Под стратегией понимают долгосрочное качественно заданное направление развития организации, которое касается сферы деятельности, средств и форм ее осуществления, взаимоотношений внутри организации и по отношению к окружающей среде, которое приводит организацию к достижению целей.

На выбор стратегии влияют:

  • конкурентная позиция компании,
  • перспективы развития рынка, на котором работает компания,
  • имеющиеся в распоряжении фирмы технологии.

Реализация стратегии – это критический этап, успешность которого приводит предприятие к целям. При реализации стратегий применяются программы, процедуры и бюджеты, выступающие как краткосрочные и среднесрочные планы реализации стратегии.

В ходе реализации стратегии должна быть обеспечена обратная связь, позволяющая осуществить контроль. При этом предыдущие этапы могут подвергаться корректировкам по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Дата написания статьи: 17.08.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot