Определение миссии и целей организации
Этапы стратегического планирования – это звенья, последовательная реализация которых составляет процесс стратегического планирования.
На первом этапе стратегического планирования определяется миссия и цели организации. Несмотря на определенное сходство понятий «миссия» и «цели», они не синонимичны.
Под миссией понимают главную цель функционирования организации, в которой уточняется статус компании, формулируются важнейшие принципы ее работы, подлинные намерения высшего руководства, обозначаются ключевые отличия от других организаций.
Миссия позволяет показать, на что планируется направлять усилия организации, какие ценности она считает приоритетными. Миссия не связывается с текущим состоянием предприятия, доступными ему ресурсами и другими характеристиками и имеющимися проблемами. Получение прибыли не может быть миссией компании (даже коммерческой, созданной именно для этой цели).
Можно привести примеры миссий крупных российских компаний:
- Лукойл: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, эффективно и ответственно разрабатывать доверенные нам уникальные месторождения углеводородов, обеспечивая рост Компании, благополучие ее работников и общества в целом»,
- Мегафон: «Подключаем возможности»,
- Аэрофлот: «Мы работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит – быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии».
Цель представляет собой конкретизацию миссии в пригодной для управления реализацией форме.
Цели должны отвечать ряду требований:
- конкретность,
- измеримость,
- ориентированность на заданный временной интервал,
- согласованность с миссией и другими целями (непротиворечивость),
- контролируемость,
- адресность.
Миссия и цели служат основой при построении стратегии организации.
Анализ среды
После того, как определено, для чего организация работает, необходимо провести анализ ситуации – изучить внешнюю и внутреннюю среду.
В стратегическом анализе активно применяются двумерные матрицы, удобные для сравнения процессов, подразделений, производств или продуктов по выбранным критериям. Такие матрицы формируют на основе одного из подходов:
- табличный, предполагающий рост значений изменяющегося параметра при удалении от графы наименований. В таком случае анализ ведется от левого верхнего угла таблицы к правому нижнему,
- координатный, предполагающий рост значений изменяющегося параметра при удалении от начала координат (точки пересечения координатных осей). В таком случае анализ ведется от левого нижнего угла к правому верхнему,
- логический, в котором анализ производят от правого нижнего угла к левому верхнему.
В ходе стратегического анализа среды исследование ведется по трем направлениям:
- внешняя макросреда,
- непосредственное окружение,
- внутренняя среда.
В ходе изучения внешней среды внимание уделяется трем аспектам:
- какие изменения оказывают воздействие на текущую стратегию,
- какие факторы угрожают стратегии,
- какие факторы открывают новые возможности для достижения цели при корректировке плана.
Важными группами факторов являются:
- политические,
- экономические,
- социальные,
- технологические,
- экологические,
- правовые.
Анализ непосредственного окружения, в частности, включает в себя:
- анализ цепи поставок (поставщиков, подрядчиков),
- анализ клиентов (покупателей, заказчиков),
- анализ конкурентов.
При анализе внутренней среды важнейшей задачей представляется изучение сильных и слабых сторон, т.е. методическая оценка функционирования различных зон организации. Среди подлежащих обследованию зон можно выделить:
- финансовое состояние,
- маркетинг,
- кадры,
- производство,
- культуру.
Выбор и реализация стратегии
После того, как среда проанализирована и сделаны выводы, менеджмент может выбрать стратегию для организации. Основными стратегическими альтернативами являются:
- ограниченный рост. Это самый популярный и наименее рискованный вариант, характерный для зрелых промышленных отраслей и организаций, удовлетворенных своим статусом. Цели задаются исходя из достигнутых ранее результатов с поправкой на инфляцию,
- рост, состоящий в ежегодном повышении показателей по долгосрочным и краткосрочным целям. Эта стратегия подходит для динамично развивающихся отраслей, в которых активно меняются технологии,
- сокращение, состоящее в ликвидации, отсечении лишнего или сокращении объемов,
- сочетание перечисленных стратегий.
На выбор стратегии влияет ряд факторов:
- признанный приемлемым уровень риска. Зависит от личных предпочтений руководителей,
- прошлые стратегии,
- реакция собственников, их взаимодействие с руководителями,
- фактор времени.
После того, как стратегический план построен, начинается его реализация. При этом используются краткосрочные (тактические) стратегии, программы, политики, процедуры, правила.
Контроль и оценка выполнения
На завершающем этапе реализация стратегического плана подлежит контролю и оценке.
Контроль должен производиться системно в ходе всей реализации плана. Для этого служит система обратной связи.
Оценка состоит в сравнении полученных результатов с запланированными и выявлении причин расхождения. При этом используют критерии:
- качественные,
- количественные.
Постоянная оценка текущей ситуации необходима для того, чтобы определить следующий шаг. Руководители должны хорошо понимать как деятельность организации, так и законы функционирования ее внешней среды. Без комплексного научного исследования угроз и возможностей внешней среды, а также слабых и сильных сторон компании (SWOT-анализ) проблематично разработать обоснованные и достижимые показатели на плановый период. Понимание текущей ситуации в стратегическом планировании – это ключ к определению будущего.