Компетенции современного российского менеджера
Компетенция – это совокупность определенных навыков, знаний и опыта, которая обеспечивает способность к выполнению неких конкретных задач или осуществлению определенной деятельности
В любой управленческой деятельности можно выделить набор сравнительно постоянных задач. Перечень компетенций связан с задачами, формирующими профессиональные обязанности менеджеров. Успешный руководитель должен не просто хорошо знать область приложения своих умений (например, продажи, производство, технологии), но и обладать высокой управленческой компетентностью – то есть иметь знания и умения, касающиеся процессов управления. Только в таком случае он сможет быть эффективным.
Под компетенцией понимают владение кругом вопросов, в которых человек имеет познания, опыт, дающих возможность судить о чем-то, определяющих способности и возможности человека в определенной сфере деятельности.
Компетентность относится к оценке квалификационного уровня по отдельным проблемам или вопросам, а не профессиональной деятельности в совокупности. Компетенция включается в себя:
- совокупность предметных знаний («что»),
- комплекс процедурных знаний («как»),
- набор ценностно-смысловых знаний («зачем и почему»),
- ответственность, равную полномочиям,
- личностные характеристики человека, обуславливающие эффективность его трудовой деятельности.
Имеются отличия между компетенциями и триадой «знания, умения, навыки»:
- компетенции – это более крупные аналитические единицы при рассмотрении профессиональной деятельности. Они представляют собой существенные компоненты этой деятельности,
- в состав компетенций включаются профессионально значимые качества личности.
Одни и те же знания могут быть включены в различные компетенции, при этом они трансформируются. Можно утверждать, что компетенция как будто изменяет знания человека, адаптирует их к конкретным предметам и условиям, устанавливает неразрывные связи с профессиональными действиями.
Все множество профессиональных компетенций менеджеров можно разделить на несколько категорий:
- компетенции, которые относятся к уровню интеллекта,
- компетенции уровня знаний: что нужно изучать и знать,
- компетенции уровня навыков: что нужно уметь делать,
- компетенции уровня поведения: нормы, принципы, ценности, отношения, манеры поведения и подобные характеристики, потребные для работы на определенной должности.
По мере того, как капитализация отечественных предприятий растет, роль менеджера также увеличивается. Именно на менеджеров возлагается ежедневное принятие множества решений, ответственность за качество работы структурных подразделений. При этом социальная группа менеджеров отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. В нее входят как руководители «старой формации», в той или иной степени адаптировавшиеся к современной реальности, так и менеджеры «нового поколения», которые поддерживают рыночные ценности и видят в них вектор развития экономики в целом и конкретных предприятий.
В общем случае компетентность менеджера может быть представлена во взаимодействии трех сфер его деятельности в компании:
- его дела (формируются профессиональным обучением и могут быть обозначены словом «могу»),
- его чувства (формируются в ходе воспитания, меняются под действием организационной культуры и могут быть обозначены словом «хочу»),
- его мысли (формируются образованием и могут быть обозначены словом «знаю»).
Все эти сферы являются взаимодействующими и взаимосвязанными. Уровень компетентности менеджера определяется степенью их выраженности и доминированием.
Компетенции российских предпринимателей
Хотя предприниматели часто выполняют в своих компаниях и функции руководителя (менеджера), самолично осуществляя управление (наиболее типично это для малого и среднего бизнеса), набор ключевых компетенций для них несколько отличается.
Ключевая компетенция предпринимателя – это целеполагание и его эффективность. Хотя перед менеджерами (особенно высшего звена) тоже стоит задача сформулировать цель компании, чаще всего миссию компании, главный выразитель жизненных и корпоративных ценностей предприятия задает все же предприниматель, его учреждающий. Однако в российской действительности распространена ситуация, когда миссия обозначается чисто формально, для маркетинговых целей, а единственной целью предприятия его учредители видят получение прибыли. Иногда бывает, что топ-менеджмент имеет собственное видение относительно стратегических целей компании. Стратегические цели компании и пути их достижения призваны формировать ее корпоративную культуру, которая проявляется чрез систему ценностей и их проявлений, особой индивидуальности, которая фиксируется в социальной среде среди других агентов рынка. Существует взаимозависимость развития корпоративной культуры и специфики развития компании.
Второй ключевой компетенцией предпринимателя является коммуникативная компетентность, построение работы грамотным образом. Предприниматель в своей деятельности неизбежно сталкивается с огромным коммуникационным потоком. Перед ним встает проблема повышения уровня интеграции, регуляции и контроля коммуникаций. Предприниматель должен не просто знать коммуникативные технологии, но и обладать навыками их применения в конкретной ситуации, а также быть способным интерпретировать действия собеседника.
Остальные предпринимательские компетенции можно условно разделить на три группы:
- компетенции личностного роста, включая лидерские качества, высокую мотивированность, способность к несению ответственности и самоменеджменту,
- осознание социальной ответственности своей деятельности – начиная с знания базовых ценностей мировой культуры и этических норм, действующих в обществе,
- коммуникативные компетенции.