Понятие корпоративного социального отчета
Корпоративный социальный отчет (КСО) – это публичный инструмент информирования сотрудников, партнеров, акционеров, клиентов и общества в целом о том, как и какими темпами реализуются заложенные в стратегии развития компании задачи обеспечения экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Такой отчет может быть инструментом создания репутации компании, а также ее позиционирование в глобальном деловом пространстве. В последние годы все шире распространяются стандартизированные формы отчетности.
Стандарты КСО разрабатывают международные организации или специальные агентства и используют компании в процессе раскрытия информации о своей деятельности в области устойчивого развития.
Принято выделять насколько стандартов в данной сфере:
- стандарты составления нефинансовой отчетности – это некоторый формат составления нефинансового отчета, наиболее распространены формы АА1000 и GRI;
- экологические стандарты – включают рекомендации различных международных и национальных экологических организаций, Европейские принципы экологического менеджмента и аудита, руководство измерения экоэффективности, которое разработала ООН. Наиболее известные стандарты экологического менеджмента – стандарты серии ISO 14000;
- стандарты безопасности и улучшения условий труда – наиболее популярные международные стандарты в рассматриваемой сфере – SA8000 «Социальная ответственность» и OHSAS-18001 «Система менеджмента здравоохранения и безопасности».
Сущность корпоративной социальной ответственности (КСО)
К важным составляющим управления бизнеса в современных условиях, относят:
- корпоративный имидж;
- деловую репутацию;
- социальную ответственность.
Корпоративный имидж – это общее представление, складывающееся о компании у потребителей.
Деловая репутация – это ценностная характеристика, которая вызвана сформированным корпоративным имиджем. К данной характеристике относят честность, ответственность, порядочность и пр.
В РФ мероприятия, направленные на улучшение деловой репутации, ориентируются в первую очередь на западных инвесторов, по ряду причин:
- ограниченность емкости инвестиционного рынка в России;
- финансовые структуры неохотно дают кредиты крупным инвестиционным промышленным проектам;
- получение кредитов напрямую зависит от уровня неформальных отношений владельцев или топ-менеджеров компании и банка.
Потенциальные инвесторы интересуются, преимущественно, тремя параметрами:
- открытость компании, означающей с инвестиционной точки зрения, прозрачность финансов и корпоративной стратегии;
- репутация компании;
- финансовые показатели.
Отечественные компании в основном не соответствуют перечисленным критериям. Было проведено исследование, в результате которого выявили, что 50 крупных российских компаний, публикуют на своих сайтах только половину общего объема информации, которая требуется иностранным инвесторам.
На сегодняшний день деловую репутацию рассматривают в качестве стратегического преимущества предприятия. Для использования его в полной мере, компании необходимо сформировать деловую репутацию, повышающую ценность компании в глазах сотрудников, партнеров и местного сообщества.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса – это концепция, в которой отражено добровольное решение компании принять участие в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.
Корпоративная социальная ответственность предприятия – это добровольный вклад предприятия в общественное развитие в социальной сфере, в экономике и экологии, напрямую связанных с основным направлением деятельности предприятия и выходящей за рамки минимума, закрепленного в законе.
Основные концепции корпоративной социальной ответственности
В эволюционном развитии сформировалось пять основных концепций корпоративной социальной ответственности.
- Концепция корпоративного эгоизма – разработана в 1971 году Нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом. Она предполагает, что единственной ответственностью бизнеса является увеличение прибыли своих акционеров. Фридман отметил, что борьба с бедностью – это государственная функция, не имеющая отношения к частному бизнесу.
- Концепция корпоративного альтруизма – также разработана в 70-х годах ХХ века Комитетом по экономическому развитию США. В ней говорится, что бизнесу необходимо проявлять заботу не только о росте прибыли. Компании являются открытыми системами, поэтому не могут самоустраниться от социальных проблем, так как принимают участи в лоббировании законов, спонсировании партий и общественных движений. В связи с этим они обязаны вкладываться в решение социальных проблем, повышение качества жизни граждан и целостного общества, сохранять окружающую среду.
- Концепция разумного эгоизма – затратами на социальные и благотворительные программы сокращается текущая прибыль, но в долгосрочной перспективе, ими же создается благоприятное социальное окружение, то есть устойчивая прибыль, в первую очередь, благодаря узаконенному снижению налогооблагаемой базы компании.
- Интегрированная концепция – в соответствии с ней, благотворительная и социальная активность компании должна быть сконцентрирована на области, связанной с основным направлением деятельности предприятия. Главным достоинством данной концепции является смягчение противоречий интересов компании и общества.
- Нормативно-инструментальная концепция – предполагает, что социальная ответственность – это средство диалога с внешним окружением фирмы, которое позволяет управлять рисками появления неожиданных для нее нормативных требований. Компания, эффективно коммуницирующая с социальным окружением, производит своеобразные инвестиции в собственные нематериальные активы, чем обеспечивает гарантии против моральной агрессии со стороны внешней среды. Инструментальность заключается в том, что этические инвестиции выступают в качестве средства коммуникации. Нормативность – это моральные обязательства, взятые на себя каждой стороной взаимодействия.