Управление стрессами
Профилактики стрессов в современной организации - это меры психологической поддержки, осуществляемые на предприятии для профилактики социальной напряженности и стрессов у сотрудников.
Современная экономическая ситуация в мире приводит к стрессам, которые становятся неотъемлемой жизнью человека. Причем даже средний уровень стресса приводит к снижению уровня работоспособности, к ухудшению здоровья и самочувствия.
В мире очень востребованы технологии управления стрессом, особенно сильный интерес к таким технологиям проявляют бизнесмены и менеджеры крупных компаний. Современный менеджмент даже дал отдельное определение этому направлению – «стресс-менеджмент».
Исследованиями «стресс-менеджмента» занимались такие ученые как Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, А.В. Филиппов. В своих трудах они описывают социально–психологических особенности современных менеджеров в крупных компаниях. В частности, в трудах можно заметить большое количество рекомендаций, как избежать стресса, управляя командой в крупной компании.
Воздействие стресса
Ученые Л. Журавлев и П.Н. Шихирев особый упор в своих трудах делали на длительное воздействие стресса, так называемый «синдром выгорания». Он приводит к резкому снижению эффективности в деятельности сотрудника, что зачастую отражается на эффективности работы. В случае длительного воздействия «синдрома выгорания» на человека увеличивается шанс потерять сотрудника.
Первыми, кто уделил внимание в своих исследованиях «синдрому выгорания», были японцы. В России исследования начали проводить сравнительно недавно и заметили, что у отечественных менеджеров и специалистов ярко выражены симптомы усталости, граничащие с «синдромом выгорания». Стресс, который испытывают сотрудники компании, является «дорогостоящим» видом издержек. Он негативно отражается не только на здоровье работников компании, но и снижает прибыль организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что современному человеку необходимо владеть технологиями управления стрессом для повышения эффективности в его деятельности, особенно это актуально в новых реалиях. Основными целями технологий управления стрессом являются:
- применение практических знаний в современных условиях
- использование специализированных методик во время профилактики в современной организации.
Стресс и его профилактика
Многие ученые-диагносты изучали на протяжении многих лет понятие стресса. Стресс является не только нервным напряжением, но в первую очередь он связан с эмоциональным состоянием человека. Стресс не всегда появляется из-за повреждения. Зачастую это связано с деятельностью человека. Однако стресс не всегда стоит избегать, например, всегда необходим отпор нападению и приспособление. Первый ученый, который исследовал понятие стресса, был Г. Селье. В своей работе «Стресс без дистресса» ученый дал понятию развернутое определение:
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Исследователь уделил внимание не только понятию стресса, но и значительное место отдал другому определению - дистресс. Простыми словами, дистресс – это отрицание стресса, главным источником которого является жизненная неудовлетворенность и неуважение к себе и своим знаниям. Симптомами дистресса является отсутствие запаса адаптационной энергии. Адаптационная энергия позволяет удовлетворить потребность человека в самовыражении.
При постоянном стрессе сотрудники приобретают неуверенность в своих силах, что провоцирует:
- увеличение трудозатрат,
- конфликты на работе,
- снижение интереса к деятельности.
Все эти факторы сказываются на эффективности и исполнении служебных обязанностей. Поэтому профилактика стресса на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости. На современных предприятиях менеджеры используют различные методики профилактики, которые повышают уровень индивидуальной защиты от стресса: саморегуляция и корпоративная защита.
Для профилактики стресса на предприятии проводятся групповые тренинги, которые нормализируют межличностные отношения в коллективе. Цель групповых тренингов - укрепить сплоченную рабочую команду и выявить причины неудовлетворенности в коллективе.
На тренингах сотрудникам разъясняется, что стресс необходимо не только воспринимать как отрицательное явление. Большинство заблуждается, считая, что он появляется от какой-либо неприятности. Однако это только один из видов стресса. Существует еще понятие позитивного стресса, который появляется в результате приятных событий, например, поощрение на работе или повышение по служебной лестнице, крупные денежные выигрыши.
Ученые называют позитивный стресс «эустресс» от греческого «эу», что означает «хороший». Доказано, что небольшие стрессы даже полезны для организма, так постоянно организм тренируется, входя в состоянии активации.
Тренинги и профилактика стрессов позволяют показать сотруднику другую сторону стресса и приспособиться к нему.
Стоит заметить, что негативное воздействие стресса на организм сотрудника безусловно влияет на эффективность команды, но не всегда экстремальное воздействие на организм человека влияет на эффективность выполняемой деятельности. Без стресса человек не научился бы преодолевать трудности в его работе, не приобрел бы устойчивость и уверенность; прежде всего это касается индивидуально-психологических особенностей и мотивационной ориентации. Стресс помогает преодолевать различные формы стрессовый реакций, которые возникают из-за накопленной усталости. Стоит подчеркнуть, что, работая в стрессогенной ситуации, внутренние ресурсы человека мобилизуются, что непременно в будущем приведет к неблагоприятным последствиям. Поэтому стоит учить сотрудников прежде всего находить собственное равновесие.