Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные тенденции социальной корпоративной ответственности на примере российских и зарубежных компаний

Сущность социальной корпоративной ответственности

Определение 1

Корпоративная социальная ответственность (КСО)— это концепция, в соответствии с которой компании осуществляют свою деятельность, учитывая общественные интересы социума и беря на себя ответственность за ее влияние на сотрудников, клиентов, поставщиков, акционеров, местные сообщества, а также на окружающую среду.

Социальная ответственность давно стала неотъемлемой частью современных организаций. Данная концепция зародилась еще в XX веке и начала свой путь с компенсаций сотрудникам после увольнений, создания фондов. Ответственность способствовала формированию устойчивого развития корпораций.

На текущий момент в научной литературе распространение получила теория «разумного эгоизма», которая утверждает, что социальная ответственность бизнеса – это «хороший бизнес», потому что обеспечивает компанию прибылью на долгосрочный период. Теорию «разумного эгоизма» очень часто используют в российской концепции бизнеса.

Компании тратят огромное количество денег на социальную политику, получая взамен репутацию в экономическом пространстве. Это в свою очередь обеспечивает их лояльностью со стороны покупателей.

Следует отметить, что первой страной, которая начала у себя развивать социальную ответственность, была Япония. На текущий момент около 93% компаний публикуют отчеты по социальной деятельности.

Социальная ответственность включает в себя:

  • деловую практику,
  • развитие персонала,
  • охрану здоровья и окружающей среды и безопасные условия труда,
  • развитие сообщества компании.

Американская концепция социальной ответственности считает плохим тоном «делать деньги» в бизнесе, но при этом не заботиться о сотрудниках и среде. Но стоит отметить, что использование концепции социальной ответственности (КСО) при этом не подразумевает благотворительности. КСО с точки зрения американского бизнеса - это прагматичная идея, которая позволяет:

  • укрепить репутацию,
  • улучшить качество бизнеса,
  • повысить инвестиционную привлекательность.
«Современные тенденции социальной корпоративной ответственности на примере российских и зарубежных компаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные концепции социальной ответственности

Первая концепция наиболее традиционная. Она утверждает, что единственной ответственностью бизнеса является увеличение прибыли. Вторая концепция принадлежит Фридману и носит название «теория корпоративного альтруизма». Данная теория гласит, что компании должны вносить значительный вклад в развитие общества.

Третья концепция (центристская теория), или по-другому теория «разумного эгоизма», дает понять, что социальная ответственность - это и есть хороший бизнес. Как описывалось выше, данная концепция самая популярная в экономической литературе и на практике. Осваивая социальные и филантропические программы, корпорации сокращают текущие расходы.

Уровни социальной ответственности

Социально ответственное поведение выделяет несколько уровней. Первый уровень отражает модель «компании собственников». Требованиями на данном уровне является добровольное выполнение прямых обязательств перед обществом и государством. Второй уровень делает упор на партнерских отношениях между фирмами и предоставляет работникам некоторые льготы, другими словами на втором уровне реализовываются целевые инвестиции.

Третий уровень является внешним по отношению к корпорации. Так, объектами на таком уровне являются не сотрудники компании, а общество в целом.

Все три уровня основаны на работе КСО за рубежом. Концепция социальной ответственности в России находится в процессе становления. В российском бизнесе господствует олигархическая модель. Согласно данной модели, бизнес сам определяет уровень социальной ответственности. Это дает как плюсы к развитию, так и огромный минус. Олигархическая модель не позволяет развиваться компании.

Некоторые эксперты отмечают, что с каждым годом в российском бизнесе формируется роль бизнеса и сфер ответственности. На смену роли капитала приходит диалог между компаниями. Это позволяет предположить, что в скором будущем КСО станет для организаций в приоритете.

Проблемой КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса и власти в отношении реализации социальных программ для бизнеса. Реализация социальной ответственности должна задаваться властью. Основным инструментом в формировании социальных проектов является налоговое и законодательное регулирование. Выстраивая политику налогового взаимодействия, власть либо создает условия для бизнеса, либо его ограничивает.

Цивилизованный бизнес заинтересован в прозрачности всех социальных отчислений. Однако открытая социальная деятельность компаний приводит к угрозам в развитии. Например, самым популярным конфликтом в таких компаниях является конфликт между акционерами и менеджерами, конфликт с властью. При этом полная закрытость бизнеса тоже не приводит к позитивному результату. Закрытая компания привлекает достаточно серьезное внимание со стороны власти и других контролирующих органов.

Для развития ответственности в компаниях используют социальные программы развития, например, обучение и профессиональная переквалификация, мотивационные программы развития, социальный пакет и т.д. Все это повышает уровень компании, и увеличивает уровень лояльности.

Иногда компании реализуют собственные социальные программы, например, программы по охране труда и здоровья, реструктуризацию, экологические программы. Компании должны быть вовлечены в жизнь собственных сотрудников. В данном случае развитию ответственности служит добросовестная деловая практика.

В КСО выделяют следующие социальные программы:

  • программы, подготовленные компанией,
  • партнерские программы,
  • сотрудничество с общественными организациями.
  • партнерские объединения,
  • сотрудничество со СМИ.

Инструментами для реализации социальных программ являются денежные гранты, пожертвования, маркетинг, эквивалентное финансирование, инвестиции и т.д. Все эти инструменты и модели направленны на повышение уровня КСО компании, а значит в перспективе приведет к уменьшению расходов.

Дата написания статьи: 28.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot