Понятие государственных и муниципальных закупок
Совершенствование менеджмента качества в системе государственных и муниципальных закупок – это процесс оптимизации и унификации регулирования закупочной деятельности государства в условиях стремительных изменений экономической ситуации на разных уровнях контрактных отношений.
Качественный аспект управления подразумевает контроль на всех участках - качество товара, добросовестность заказа, своевременность поставок и реальная стоимость, – что, в свою очередь, способствует исключению коррупции и надлежащему обеспечению конечного потребителя.
Объект закупки имеет огромную номенклатуру – от повседневных мелочей до промышленных объектов. Целью государственных и муниципальных закупок является удовлетворение потребностей государства в различных товарах, работах и услугах. Проведение таких закупок оказывает положительное действие на развитие и государства/муниципалитета, и бизнеса.
Государственные и муниципальные закупки можно рассматривать в двухстороннем аспекте:
- практическом,
- экономическом.
Практический аспект – это взаимодействие заказчика с поставщиками и подрядчиками.
Экономический аспект схож с аспектом юридическим и согласно ему государственные и муниципальные закупки понимаются как произведенные товары и услуги, закупаемые правительством, государственными и муниципальными органами за счет средств бюджетного фонда.
Российским законодательством сформулированы определения сторон контрактной системы:
- заказчик – государственный и муниципальный,
- участник.
Государственный заказчик – это осуществляющий закупки государственный орган (власти, управления), а также корпорация, учреждение, ведущие свою деятельность от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и имеющие полномочия принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Муниципальный заказчик - это осуществляющий закупки от имени муниципального образования муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, наделенные полномочиями принимать бюджетные обязательства согласно бюджетному законодательству РФ.
Т.е. государственный/муниципальный заказчик – это юридическое лицо, действующее в процессе закупки от лица государства или конкретного муниципалитета. Таковыми являются государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения, а в некоторых случаях размещением госзаказа могут заниматься и бюджетные учреждения и иные юридические лица, не имеющие прямой связи с государственными и муниципальными органами. На проведение закупочной деятельности средства выделяются из бюджета.
Другая сторона закупочной деятельности - участник закупки - может быть любым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем без образования ЮЛ, а также физическим лицом.
Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный сторонами контрактной системы с целью обеспечения предусмотренных рамками бюджета государственных или муниципальных нужд
Наиболее популярные способы закупки – единственный поставщик, запрос котировок, электронный аукцион.
Таким образом, объектом государственных и муниципальных закупок являются товары (работы, услуги), необходимые для удовлетворения государственной и муниципальной деятельности и оплачиваемые средствами госбюджета. Собственно закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением обязательств. Субъектами закупочной деятельности являются заказчик и участник.
Процесс государственных и муниципальных закупок осуществляется согласно прописанным в законодательстве формам.
Основные мероприятия по совершенствованию осуществления государственных и муниципальных закупок
Организация и проведение государственных и муниципальных закупок – многоуровневый процесс, сложная система, состоящая из различных элементов. В процессе государственно-муниципальной деятельности в сфере закупок были выявлены многие проблемные моменты, которые можно разделить на две части:
- проблемы заказчиков при размещении закупок – к ним относятся описание объектов, казначейское сопровождение, определение критериев качества, разные единицы измерения одной и той же продукции, составление документации (обусловлено внутренними противоречиями организации),
- проблемы госзакупок, выявленные антимонопольной службой – к ним относятся излишний акцент на стоимости закупок и базы поставщиков.
В основе этих проблем стоит разночтение положений законодательства, регулирующего данный процесс.
Также и результаты, полученные посредством исследования проблем организации закупок, обусловили необходимость активизации и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов и совершенствование законодательства.
О необходимости совершенствования управленческого аспекта государственными и муниципальными закупками говорят и изменения и дополнения в нормативно-правовой базе государственно-муниципальной контрактной системы, посредством которой была обусловлена необходимость систем публичного и общественного контроля, сформулирована актуальность расширения участия предприятий малого бизнеса в поставках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Также сделан акцент на информационной открытости, что должно поспособствовать росту доверия населения к государству в сфере расходов, а также снижению коррупционных и рисков и повышению ответственности заказчика.
Что касается управленческой составляющей процесса государственных и муниципальных закупок, то, по мнению ряда исследователей, наиболее сложным стал вопрос оптимального соотношения между контролем и вмешательством. Эксперты единогласны во мнении, что для оптимизации управленческих процессов в сфере государственных и муниципальных заказов необходимы:
- разработка процедуры обоснования технического заказа,
- обновление федерального законодательства,
- приоритет максимального качества товаров (а не минимальной цены),
- четкий механизм экспертной оценки.
Без данных мер по совершенствованию процесса управления контрактной системой рост эффективности закупок и конкурентоспособность государственной экономики в целом находится под сомнением.