Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совершенствование менеджмента качества в системе государственных и муниципальных закупок

Понятие государственных и муниципальных закупок

Определение 1

Совершенствование менеджмента качества в системе государственных и муниципальных закупок – это процесс оптимизации и унификации регулирования закупочной деятельности государства в условиях стремительных изменений экономической ситуации на разных уровнях контрактных отношений.

Качественный аспект управления подразумевает контроль на всех участках - качество товара, добросовестность заказа, своевременность поставок и реальная стоимость, – что, в свою очередь, способствует исключению коррупции и надлежащему обеспечению конечного потребителя.

Объект закупки имеет огромную номенклатуру – от повседневных мелочей до промышленных объектов. Целью государственных и муниципальных закупок является удовлетворение потребностей государства в различных товарах, работах и услугах. Проведение таких закупок оказывает положительное действие на развитие и государства/муниципалитета, и бизнеса.

Государственные и муниципальные закупки можно рассматривать в двухстороннем аспекте:

  • практическом,
  • экономическом.

Практический аспект – это взаимодействие заказчика с поставщиками и подрядчиками.

Экономический аспект схож с аспектом юридическим и согласно ему государственные и муниципальные закупки понимаются как произведенные товары и услуги, закупаемые правительством, государственными и муниципальными органами за счет средств бюджетного фонда.

Российским законодательством сформулированы определения сторон контрактной системы:

  • заказчик – государственный и муниципальный,
  • участник.

Государственный заказчик – это осуществляющий закупки государственный орган (власти, управления), а также корпорация, учреждение, ведущие свою деятельность от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и имеющие полномочия принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Муниципальный заказчик - это осуществляющий закупки от имени муниципального образования муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, наделенные полномочиями принимать бюджетные обязательства согласно бюджетному законодательству РФ.

«Совершенствование менеджмента качества в системе государственных и муниципальных закупок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Т.е. государственный/муниципальный заказчик – это юридическое лицо, действующее в процессе закупки от лица государства или конкретного муниципалитета. Таковыми являются государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения, а в некоторых случаях размещением госзаказа могут заниматься и бюджетные учреждения и иные юридические лица, не имеющие прямой связи с государственными и муниципальными органами. На проведение закупочной деятельности средства выделяются из бюджета.

Другая сторона закупочной деятельности - участник закупки - может быть любым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем без образования ЮЛ, а также физическим лицом.

Определение 2

Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный сторонами контрактной системы с целью обеспечения предусмотренных рамками бюджета государственных или муниципальных нужд

Наиболее популярные способы закупки – единственный поставщик, запрос котировок, электронный аукцион.

Таким образом, объектом государственных и муниципальных закупок являются товары (работы, услуги), необходимые для удовлетворения государственной и муниципальной деятельности и оплачиваемые средствами госбюджета. Собственно закупка начинается с определения поставщика и заканчивается исполнением обязательств. Субъектами закупочной деятельности являются заказчик и участник.

Процесс государственных и муниципальных закупок осуществляется согласно прописанным в законодательстве формам.

Основные мероприятия по совершенствованию осуществления государственных и муниципальных закупок

Организация и проведение государственных и муниципальных закупок – многоуровневый процесс, сложная система, состоящая из различных элементов. В процессе государственно-муниципальной деятельности в сфере закупок были выявлены многие проблемные моменты, которые можно разделить на две части:

  • проблемы заказчиков при размещении закупок – к ним относятся описание объектов, казначейское сопровождение, определение критериев качества, разные единицы измерения одной и той же продукции, составление документации (обусловлено внутренними противоречиями организации),
  • проблемы госзакупок, выявленные антимонопольной службой – к ним относятся излишний акцент на стоимости закупок и базы поставщиков.

В основе этих проблем стоит разночтение положений законодательства, регулирующего данный процесс.

Также и результаты, полученные посредством исследования проблем организации закупок, обусловили необходимость активизации и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов и совершенствование законодательства.

О необходимости совершенствования управленческого аспекта государственными и муниципальными закупками говорят и изменения и дополнения в нормативно-правовой базе государственно-муниципальной контрактной системы, посредством которой была обусловлена необходимость систем публичного и общественного контроля, сформулирована актуальность расширения участия предприятий малого бизнеса в поставках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Также сделан акцент на информационной открытости, что должно поспособствовать росту доверия населения к государству в сфере расходов, а также снижению коррупционных и рисков и повышению ответственности заказчика.

Что касается управленческой составляющей процесса государственных и муниципальных закупок, то, по мнению ряда исследователей, наиболее сложным стал вопрос оптимального соотношения между контролем и вмешательством. Эксперты единогласны во мнении, что для оптимизации управленческих процессов в сфере государственных и муниципальных заказов необходимы:

  • разработка процедуры обоснования технического заказа,
  • обновление федерального законодательства,
  • приоритет максимального качества товаров (а не минимальной цены),
  • четкий механизм экспертной оценки.

Без данных мер по совершенствованию процесса управления контрактной системой рост эффективности закупок и конкурентоспособность государственной экономики в целом находится под сомнением.

Дата написания статьи: 06.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot