Определение социально-психологических методов управления
Социально-психологические методы управления – это методы, которые позволяют повысить мотивацию сотрудников посредством определённых способов воздействия.
Основными участниками управления являются сотрудники организаций. В управленческой экономике сотрудников называют ресурсами. К данным ресурсам можно применить следующие методы:
- моральное удовлетворение,
- планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование отношений в коллективе,
- создание благоприятного климата.
Мотивация исполнителя
Успешная работа складывается из возможностей исполнителей. В возможность исполнителя входят следующие критерии:
- знать (основные целевые установки, по которым уже принято решение),
- сметь (целевые установки и мероприятия, которые не противоречат юридическим и этическим нормам),
- мочь (возможности и ресурсы исполнителя),
- хотеть (мотивация).
Под мотивацией понимают ощущения и личные стимулы, побуждающее человеческое поведение.
Человеческим мотивам характерна иерархия. Данная иерархия выглядит в виде пирамиды и носит название «Пирамида Маслоу». Пути удовлетворения потребностей по Маслоу представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Пирамида Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мотивация сотрудника складывается из следующих показателей:
- возможность выполнить данную работу,
- рамки выполнения работы,
- четко сформулированные цели и задачи,
- окружение, которое поспособствует выполнению, поставленных задач
Управление мотивацией основано:
- на состоянии мотивации,
- на чувстве собственного достоинства,
- на личных интересах сотрудника,
- на усилении мотивов,
- на оценке выполненной работы,
- на удовлетворении потребностей,
- на процессе мотивации.
Хорошая мотивационная программа увеличивает оборот и прибыль компании, улучшает качество выполненной работы, развивает творческий подход, повышает работоспособность, способствует сплоченности и солидарности, улучшает репутацию фирмы, что способствует решению поставленных целей в компании.
Специфика социально-психологических методов
Социально-психологические методы основаны на методе управления взаимоотношениями. Основная специфика таких методов заключается в использовании неформальных факторов, интересов группы, коллектива. При использовании социально-психологических методов используются закономерности социологии и психологии. Как сказано выше, объектом таких исследований являются группа людей и отдельные личности. В зависимости от масштабов и способов воздействий методы делят на следующие группы:
- социологические методы. Методы направлены на взаимодействия сотрудников в трудовой деятельности.
- психологические методы. Данные методы направлены на конкретного человека.
Данное разделение на методы достаточно условно, так как человек не может существовать в изолированном мире. Для эффективного управления человеческими ресурсами необходимо знание психологических и социологических способов воздействия.
Преимущества социологических методов заключается в установлении назначения и места сотрудника в коллективе. При помощи данных методов устанавливается лидер в коллективе, обеспечивается поддержка и мотивация, эффективная коммуникация. При помощи социологических методов разрешаются конфликты в коллективе.
В социальных методах есть такое понятие как социальное планирование. При помощи социального планирования ставятся цели и критерии, разрабатываются нормативы и плановые показатели, достигаются социальные результаты. Социологические методы можно легко назвать научными инструментами в работе с персоналом. На основании анализа данных методов происходит обучение персонала, кадровые перестановки.
В социологических методах управления используют анкетирование и интервьюирование. Интервьюирование подразумевает беседу с определенным сценарием, оно предполагает получение от диалога с собеседником дополнительной информации. Еще один метод управления – социометрический. Данный метод используется при анализе взаимосвязей в коллективе и позволяет построить матрицу предпочтительных контактов, которая показывает неформальных лидеров в коллективе. Для выявления качеств сотрудников используется метод наблюдения.
Психологические методы достаточно сильно отличаются от социальных методов. Очень часто их используют в работе с персоналом. Их основная направленность заключается в выявлении личностных потребностей рабочего или служащего.
Психологические методы выставляют акценты на внутреннем мире человека, его интеллекте и внутреннем мире. Эти методы позволяют направить внутренний потенциал сотрудника на конкретные задачи. В указанных методах используют психологическое планирование. Оно необходимо для устранения негативных тенденций, деградации трудового коллектива. Наравне с социологическими методами психологическое планирование предполагает постановку целей и критериев эффективности. Целесообразнее всего, чтобы психологическое планирование выполняла психологическая служба. В крупных компаниях обычно этим занимается конкретный отдел, состоящий из социальных психологов.
Психологическое планирование занимается формированием подразделений на основе психологического портрета. Психологическая служба выявляет индивидуальные особенности каждого сотрудника и поддерживает психологический климат. На основе философии организации служба разрабатывает мотивацию людей
Для успешной работы в коллективе необходимо поддерживать благоприятный климат, создавать творческую атмосферу. Важным критерием в социально психологических методах управления является мотивация. Без участия коллектива в реализации поставленной цели не будет успешных результатов. Необходимо применять на практике указанные выше методы. При этом без должной мотивации социально психологические методы управления не работают.