Основу любой организации в настоящее время составляют люди, ее сотрудники, коллектив. Их активность и приверженность делу играет немаловажную роль в успехе организации. В связи с этим руководитель организации должен уделять особое внимание управлению социально-психологическими процессами в коллективе, направляя его к цели без ущерба для физического и морального здоровья сотрудников с учетом требований законодательства. Выполнению этой функции и способствуют социально-психологические методы менеджмента.
Основной социально-психологических методов управления являются социальные отношения, которые возникают в процессе деятельности организации и оказывают влияние на конечный результат и эффективность. Социологические исследования показывают, что производительность и эффективность коллектива организации выше в ситуациях, когда атмосфера в коллективе доброжелательна и существует взаимопонимание между членами коллектива и руководством компании.
Для создания благоприятной атмосферы в компании необходимы такие условия, как равноправие, добровольность, ответственность сотрудников, взаимные уступки внутри коллектива и со стороны руководства. Партнерские отношения могут принести больше пользы и сотрудникам, и организации в целом, чем административное принуждение. Противоречия и негатив в коллективе могут стать причиной снижения производительности труда.
Как и любые другие, социально-психологические методы имеют объекты управления, к которым они могут быть применены. Объектом применения социально-психологических методов менеджмента может быть:
Социально-психологические методы менеджмента призваны выполнять ряд управленческих функций. С помощью данных методов возможно анализировать нормативы и нормы социальных процессов внутри организации, выявлять их недостатки, формулировать проблемы и планировать соответствующие улучшения. Эти методы позволяют организовать выполнение планов по улучшению социальных нормативов и контролировать его, регулируя процессы и мотивируя сотрудников на улучшение показателей.
К социологическим методам управления относят:
К психологическим методам управления относят: