Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории корпоративного управления

Сущность корпоративного управления

В настоящее время вопросам развития практики корпоративного управления, как в России, так и за рубежом, уделяется все больше внимания. Тем не менее, в научной литературе до сих пор отсутствует единство подходов к определению его сущности. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Определение 1

В общем виде под корпоративным управлением принято понимать выбранный способ взаимодействия между корпорацией, ее акционерами, советом директоров и менеджментом.

С юридической точки зрения под корпоративным управлением понимается общее название юридических процедур и концепций, формирующих основу создания и управления корпорацией и касающихся прав акционеров.

Основополагающими целями корпоративного управления максимизация прибыльности деятельности корпоративных структур, а также рост эффективности их деятельности, косвенно способствующий росту стоимости акционерного капитала.

Задача корпоративного управления неизменно сводится к необходимости налаживания механизмов, обеспечивающих подотчетность менеджмента и баланс интересов всех участников корпоративных отношений (в первую очередь – акционеров).

В роли участников корпоративных отношений выступают физические и юридические лица, которые намерены получить выгоду от взаимодействия с корпорацией. Подобное взаимодействия может носить как прямо, так и косвенный характер. Иначе участников корпоративных отношений принято называть стйекхолдерами. Их основные группы представлены на рисунке 1.

Группы <a href=стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Группы стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Теории корпоративного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

По отношению к компании всей стейкхолдеры делятся на две большие группы – внешние и внутренние. Первые представлены собственниками акционерного капитала, советом директоров, наемным менеджментом и сотрудниками корпорации. Вторые состоят из поставщиков, потребителей, кредиторов, государства и общества в целом.

Зачастую интересы участников корпоративных отношений оказываются прямо противоположными. Система же корпоративного управления призвана их сбалансировать.

Эволюция теоретических взглядов на природу корпоративного управления

Теоретические взгляды на природу и характер корпоративного управления с течением времени претерпевали определенные изменения. В своем становлении теория корпоративного управления прошла три основных этапа (рисунок 2). Каждый из них был ознаменован становлением и дополнением системы научных знаний, представляющих собой теоретическую базу управленческой практики, а точнее ее обеспечение научными рекомендациями. Рассмотрим их более подробно.

Развитие теории корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Развитие теории корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начало обоснования теории корпоративного управления было положено в 1930-х гг., когда произошло отделение функций контроля от собственности. В то время корпорации рассматривались в качестве изолированных систем, не зависящих от внешнего окружения, а стремление профессиональных менеджеров к установлению контроля над собственностью корпорации приводило к минимизации контрольных функций со стороны акционеров.

Второй этап развития управленческой мысли связан с работами У. Меклинга и М. Дженсена, которые обратили внимание на проблему расхождения интересов менеджеров и акционеров, что, в свою очередь, приводило к необходимости создания механизма, способного обеспечить защиту интересов собственников от менеджеров, преследующих свои собственные цели.

Третий этап становления теории корпоративного управления сопряжен выдвижением идеи о неразрывной связи корпоративных институтов с внешней средой. В частности, Т. Джонсом и Ч. Хиллом была разработана теория, согласно которой корпоративное управление следует рассматривать в качестве нахождения оптимального баланса между различными группами заинтересованных лиц – стейкхолдеров, как финансовых, так и нефинансовых.

Современные теории корпоративного управления

Сегодня существует два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.

В широком смысле под корпоративным управлением принято понимать систему управленческих отношений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, обеспечивающую синергетический эффект в достижении поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.

В более узком смысле оно представляет собой установление баланса интересов различных групп заинтересованных лиц. Особый акцент при этом уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.

Корпоративное управление может рассматриваться в трех базовых аспектах:

  • как наука;
  • как система;
  • как процесс.

Как наука корпоративное управление представляет собой систему знаний о закономерностях, методах, средствах и эффективных формах целенаправленного воздействия на различные компоненты корпоративных образований с целью обеспечения эффективного функционирования механизма взаимодействия, достижения гармонии и синергетического эффекта.

Замечание 1

Системный подход к трактовке изучаемого термина определяет корпоративное управление в качестве целостной совокупности взаимосвязанных управленческих отношений, возникающих между его участниками, направленной на обеспечение благосостояния акционеров с учетом соблюдения интересов все заинтересованных сторон.

Наконец, корпоративное управление справедливо рассматривать как процесс, в соответствии с которым корпорация представляет и обслуживает разносторонние индивидуальные и общественные интересы стейкхолдеров, балансируя между целями экономического и социального порядка.

Так или иначе, в основе корпоративного управления лежит способ взаимодействия участников корпоративных отношений. Предопределяющая роль в его развитии отводится четырем базовым элементам:

  • права акционеров;
  • совет директоров;
  • социальная ответственность;
  • информационная прозрачность.

Чем выше развито каждое из них, чем больше оно соответствует передовой практике и принципам корпоративного управления, тем более эффективная деятельность корпоративных структур и тем выше степень удовлетворенности их участников.

Дата написания статьи: 16.07.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot