Сущность корпоративного управления
В настоящее время вопросам развития практики корпоративного управления, как в России, так и за рубежом, уделяется все больше внимания. Тем не менее, в научной литературе до сих пор отсутствует единство подходов к определению его сущности. Рассмотрим лишь некоторые из них.
В общем виде под корпоративным управлением принято понимать выбранный способ взаимодействия между корпорацией, ее акционерами, советом директоров и менеджментом.
С юридической точки зрения под корпоративным управлением понимается общее название юридических процедур и концепций, формирующих основу создания и управления корпорацией и касающихся прав акционеров.
Основополагающими целями корпоративного управления максимизация прибыльности деятельности корпоративных структур, а также рост эффективности их деятельности, косвенно способствующий росту стоимости акционерного капитала.
Задача корпоративного управления неизменно сводится к необходимости налаживания механизмов, обеспечивающих подотчетность менеджмента и баланс интересов всех участников корпоративных отношений (в первую очередь – акционеров).
В роли участников корпоративных отношений выступают физические и юридические лица, которые намерены получить выгоду от взаимодействия с корпорацией. Подобное взаимодействия может носить как прямо, так и косвенный характер. Иначе участников корпоративных отношений принято называть стйекхолдерами. Их основные группы представлены на рисунке 1.
стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Группы стейкхолдеров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По отношению к компании всей стейкхолдеры делятся на две большие группы – внешние и внутренние. Первые представлены собственниками акционерного капитала, советом директоров, наемным менеджментом и сотрудниками корпорации. Вторые состоят из поставщиков, потребителей, кредиторов, государства и общества в целом.
Зачастую интересы участников корпоративных отношений оказываются прямо противоположными. Система же корпоративного управления призвана их сбалансировать.
Эволюция теоретических взглядов на природу корпоративного управления
Теоретические взгляды на природу и характер корпоративного управления с течением времени претерпевали определенные изменения. В своем становлении теория корпоративного управления прошла три основных этапа (рисунок 2). Каждый из них был ознаменован становлением и дополнением системы научных знаний, представляющих собой теоретическую базу управленческой практики, а точнее ее обеспечение научными рекомендациями. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Развитие теории корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начало обоснования теории корпоративного управления было положено в 1930-х гг., когда произошло отделение функций контроля от собственности. В то время корпорации рассматривались в качестве изолированных систем, не зависящих от внешнего окружения, а стремление профессиональных менеджеров к установлению контроля над собственностью корпорации приводило к минимизации контрольных функций со стороны акционеров.
Второй этап развития управленческой мысли связан с работами У. Меклинга и М. Дженсена, которые обратили внимание на проблему расхождения интересов менеджеров и акционеров, что, в свою очередь, приводило к необходимости создания механизма, способного обеспечить защиту интересов собственников от менеджеров, преследующих свои собственные цели.
Третий этап становления теории корпоративного управления сопряжен выдвижением идеи о неразрывной связи корпоративных институтов с внешней средой. В частности, Т. Джонсом и Ч. Хиллом была разработана теория, согласно которой корпоративное управление следует рассматривать в качестве нахождения оптимального баланса между различными группами заинтересованных лиц – стейкхолдеров, как финансовых, так и нефинансовых.
Современные теории корпоративного управления
Сегодня существует два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.
В широком смысле под корпоративным управлением принято понимать систему управленческих отношений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, обеспечивающую синергетический эффект в достижении поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.
В более узком смысле оно представляет собой установление баланса интересов различных групп заинтересованных лиц. Особый акцент при этом уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.
Корпоративное управление может рассматриваться в трех базовых аспектах:
- как наука;
- как система;
- как процесс.
Как наука корпоративное управление представляет собой систему знаний о закономерностях, методах, средствах и эффективных формах целенаправленного воздействия на различные компоненты корпоративных образований с целью обеспечения эффективного функционирования механизма взаимодействия, достижения гармонии и синергетического эффекта.
Системный подход к трактовке изучаемого термина определяет корпоративное управление в качестве целостной совокупности взаимосвязанных управленческих отношений, возникающих между его участниками, направленной на обеспечение благосостояния акционеров с учетом соблюдения интересов все заинтересованных сторон.
Наконец, корпоративное управление справедливо рассматривать как процесс, в соответствии с которым корпорация представляет и обслуживает разносторонние индивидуальные и общественные интересы стейкхолдеров, балансируя между целями экономического и социального порядка.
Так или иначе, в основе корпоративного управления лежит способ взаимодействия участников корпоративных отношений. Предопределяющая роль в его развитии отводится четырем базовым элементам:
- права акционеров;
- совет директоров;
- социальная ответственность;
- информационная прозрачность.
Чем выше развито каждое из них, чем больше оно соответствует передовой практике и принципам корпоративного управления, тем более эффективная деятельность корпоративных структур и тем выше степень удовлетворенности их участников.