Персонал как объект корпоративного управления
Персонал служит одним из наиболее важных ресурсов производственного процесса с одной стороны, и определенной группой стейкхолдеров – с другой.
Стейкхолдеры – стороны, заинтересованные в деятельности корпорации и являющиеся участниками корпоративных отношений.
Трудовые ресурсы лежат в основе функционирования любой организации. Ключевой задачей менеджмента выступает эффективное управление ресурсами, которые находятся в распоряжении корпорации, с целью получения оптимального результата.
Персонал, состоящий из сотрудников корпорации, предъявляет к ней определенные требования и ожидания. В первую очередь они касаются:
- соблюдения требования действующего трудового законодательства;
- стабильности труда и его оплаты;
- предоставления определенных социальных гарантий;
- создания перспектив для профессионального и личностного роста и пр.
Персонал является важной стороной корпоративных отношений, а его интересы должны быть учтены в процессе управления корпорацией. Особая роль при этом отводится вопросам эффективной мотивации сотрудников, построению и укреплению корпоративной культуры внутри трудового коллектива, а также социальной ответственности по отношению к персоналу. Рассмотрим эти элементы более подробно.
Политика управления персоналом
Под политикой управления персоналом принято понимать подходы и принципы, лежащие в основе применяемой корпорацией системы управления. Основные виды политик управления персоналом представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды политик в области управления персоналом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политика корпоративного управления персоналом должна быть основана на миссии корпорации и соответствовать общему вектору ее развития. Ее фундаментальной основой выступают положения бизнес-стратегии, определяющие цели компании на долго-, средне- и краткосрочную перспективы, способы их достижения и показатели, позволяющие оценить степень достижения поставленных перед корпорацией целей.
Основополагающими ценностями, на которых строится корпоративная политика управления персоналом, выступают:
- уважение;
- соблюдение прав человека;
- равенство;
- достойные условия труда.
Это означает, что корпоративная политика управления персоналом должна соответствовать принципам уважительного отношения к своим сотрудниками и соблюдать неприкосновенные права человека. В то же время корпорация должна быть готова беспристрастно относиться к персоналу, защищать сотрудников от дискриминации и несправедливых решений со стороны менеджеров.
Наконец, всякая корпоративная структура обязана создать достойные условия труда для своих сотрудников, способствующие повышению уровня их удовлетворенности.
Также можно выделить ряд требований, предъявляемых к корпоративной политике управления персоналом. Они основаны на необходимости соблюдения ее взаимосвязи с общекорпоративной стратегией, гибкости и флексибильности, экономической обоснованности и индивидуальном подходе к работникам.
Мотивация персонала как составная часть корпоративного управления персоналом
Одной из важнейших характеристик персонала корпорации выступает его мотивация к труду. В ее основе лежат определённые стимулы, побуждающие работников трудиться эффективно.
Под системой мотивации следует понимать комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к выполнению своих прямых должностных обязанностей, но также к старательности и активному желанию работать именно в этой корпорации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.
На практике существует два основных метода мотивации персонала, которые могут принимать различные формы – материальная и нематериальная мотивация. Первая основана на материальном вознаграждении и поощрении сотрудников, а вторая ему прямо противоположна.
Как показывает практика в крупных корпорация нематериальная система мотивации персонала развита довольно таки хорошо. В значительной степени их можно назвать образцом для подражания.
Корпоративная культура как составная часть корпоративного управления персоналом
Важной составляющей корпоративного управления персоналом выступает корпоративная культура. Вопросам ее построения и развития в корпорациях уделяется достаточно много внимания.
Корпоративная культура представляет собой определенную модель поведения внутри корпорации, которая формируется в процессе функционирования корпоративных структур и разделяется всеми членами трудового коллектива. В основе ее лежит ни что иное, как философия бизнеса, предопределяющая саму систему ценностей корпорации, общее видение ее развития, модель взаимоотношений с внешними и внутренними стейкхолдерами.
Корпоративная культура отвечает ряду свойств, находящих свое отражение в динамичности, системности, структурированности, относительности, неоднородности, разделяемости и адаптивности.
Основополагающей целью корпоративной культуры в рамках корпоративного управления персоналом выступает формирование такого поведения сотрудников корпорации, которое способствовало бы достижению стоящих перед ней целей и задач.
Базовые элементы корпоративной культуры отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы корпоративной культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Корпоративная культура играет важнейшую роль в развитии организации. Ее присущи следующие функции:
- мотивационная;
- имиджевая;
- вовлекающая;
- идентифицирующая;
- управленческая;
- адаптивная;
- системообразующая.
Хорошо развитая крепкая корпоративная культура способна вдохновлять персонал корпорации на достижение поставленных целей и качественное исполнение своих должностных обязанностей. В то же время она содействует в создании положительного внешнего образа корпоративного образования, привлекая новых ценных сотрудников и клиентов.
Развитие корпоративной культуры способствует активному участию персонала в жизни корпорации и позволяет сотрудникам самоиденетифицироваться, развивая ощущение принадлежности к команде и собственной ценности. Более того, она помогает новым членом трудового коллектива быстрее вливаться в команду.
Посредством корпоративной культуры формируются правила и нормы управления персоналом. Сама же она позволяет систематизировать и упорядочить работу различных подразделений корпорации, повышая эффективность ее функционирования в целом.
Сегодня крупные и успешные корпорации уделяют довольно много внимания вопросам построения и развития корпоративной культуры внутри компании. На уровне организации создаются целые Кодексы корпоративного поведения и деловой этики, Политики управления персоналом и прочие нормативные локальные акты. В целях сплочения коллектива обеспечивается организация и проведение соответствующих мероприятий.