Понятие рынка интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность – это закрепленное законом право лица на результат его интеллектуальной деятельности.
Понятие интеллектуальной собственности неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью. Под ней обычно понимают процесс мыслительной деятельности, который в основном ориентирован на постижение уже имеющихся знаний и выработку новых знаний и навыков для того, чтобы разрешать наиболее актуальные проблемы общества и человечества.
Проблемы могут формироваться в различных сферах жизни человека – и в научной, и в производственной, и в социально-культурной. Везде необходимо использовать конкретный набор знаний, умений и навыков для того, чтобы эффективно разрешить противоречия. Поэтому интеллектуальная собственность является значимым аспектом, и ее необходимо защищать от посягательств, постоянно пополняя новыми актуализированными знаниями. Накопленный объем знаний сотрудников позволяет сгенерировать инновационные управленческие решения, а новые знания имеют название интеллектуальных продуктов.
Инновационная деятельность, ее опыт и вся совокупность интеллектуальных продуктов составляют интеллектуальный потенциал организации. Рынок интеллектуальной собственности непрерывно регулируется специалистами. Определяются основные направления развития, актуализируется потребность в новых знаниях и навыках. Соответственно, при отборе персонала руководство полагается на то, каким уровнем знаний обладают потенциальные сотрудники, что нового они могут привнести в работу организации, какими путями способны разрешать наиболее важные задачи. Интеллектуальная собственность, которая включает в себя эти механизмы регулирования работы предприятия, позволяет ему оставаться конкурентоспособным и гибким в случае серьезных технологических и общественных подвижек.
Интеллектуальная собственность – это термин, который описывает совокупность результатов работы человека:
- Идеи;
- Изобретения;
- Произведения искусства;
- Музыка;
- Архитектура;
- Стихотворения и рассказы.
Собственность является нематериальной во время ее создания, но в дальнейшем она начинает представлять собой определенную ценность уже в материальной форме, как и любой другой продукт. Сегодня за посягательство на интеллектуальную собственность человеку может грозить серьезное наказание, но и для того, чтобы доказать, что именно он является владельцем интеллектуальной собственности, необходимо пройти несколько важных процедур и предоставить конкретную документацию. На предприятия навыки, опыт и знания персонала, разработки и используемые технологии, иные объекты интеллектуальной собственности являются составляющими интеллектуального капитала организации. Чем обширнее интеллектуальный капитал, и чем быстрее он восполняется, тем ценнее оказывается работа предприятия. Руководство оформляет имущественные права на результат интеллектуальной деятельности, и именно ему принадлежит исключительное право на то, чтобы в дальнейшем планомерно использовать объекты интеллектуальной собственности по своему усмотрению. Использование интеллектуальной собственности может происходить в любой форме и любым удобным и достигнутым способом.
Регулирование интеллектуальной собственности
Чтобы беспрепятственно пользоваться продуктами интеллектуальной собственности, руководителю необходимо освоить некоторые управленческие навыки, которые касаются данного вопроса и вида деятельность. В последние годы эксперты отмечают значительный рост интереса со стороны бизнеса и предпринимательского звена к государственной регламентации прав интеллектуальной собственности. Это во многом объясняется тем, что у предприятий появляются собственные бренды, и они стремятся к тому, чтобы защитить их, поскольку бренд может обеспечить им уникальность, неповторимость и конкурентоспособность.
Законодательство об интеллектуальной собственности осуществляет регламентацию большей части отношений, которые возникают в связи с действием торговых марок. Законодательство предполагает, что эксперты пользуются специальными механизмами и средствами, которые позволяют защитить владельцев торговых марок от копирования и посягательств. Таким образом, на законодательном уровне признаются легальные права оригинального владельца на то, чтобы взыскивать с нарушителей денежные компенсации. Любое копирование слогана, товарного знака и торговой марки, если эти элементы интеллектуальной собственности уже были присвоены, может привести к штрафам и привлечению к уголовной ответственности.
Все вопросы, которые связаны с защитой интеллектуальной собственности и ее управлением, а также с охраной авторских прав, регулируются ведомственными нормативными актами. Это нормативно-правовые акты, приказы Росстата и Роспатента. Благодаря им интеллектуальная собственность не только защищается, но и ее элементы становятся управляемыми. Помимо этого, эксперты всегда могут провести с владельцами консультационную беседу, определить порядок регистрации договоров, которые напрямую определяют принадлежность товарных знаков.
Политика интеллектуальной собственности всегда направлена на то, чтобы достичь стратегические цели. Защищаются инвестиции, соответствие общей стратегии поведения предприятия на внутрирегиональном и международном рынке. Стратегия управления интеллектуальной собственностью определяется несколькими основными факторами:
- Маркетинговые стратегии;
- Объемы производства;
- Емкость рынка сбыта товаров и услуг;
- Отрасль деятельности;
- Наличие или отсутствие конкурентов.
Все эти факторы способны обозначить ключевые направления, которые будут реализовываться в управлении интеллектуальной собственностью предприятия. Если компания конкурентоспособна и производит товары и услуги для широких категорий населения, то интеллектуальная собственность обязана защищаться, поскольку в противном случае велика вероятность того, что товарные знаки будут украдены, а недобросовестные конкуренты начнут наживаться на том, что им абсолютно не принадлежит.