Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие организационных структур в системе управления предприятием

Формирование организационной структуры управления предприятием

Развитие организационных структур в системе управления предприятием – это эволюционный процесс, который может рассматриваться на микроуровне (в рамках конкретного предприятия) или макроуровне (в науке и практике управления в целом).

Организационная структура управления влияет на то, как осуществляется координация и субординация связанных с производством подразделений и управленческих отделов организации.

Определение 1

Под организационной структурой управления понимают сочетание отдельных звеньев, а также их взаимосвязи и соподчиненность, обеспечивающие выполнение управлением организации определенных функций.

На построение организационной структуры управления, выбор ее типа и параметров влияет множество факторов, в частности:

Статья: Развитие организационных структур в системе управления предприятием
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • размер компании,
  • тип и характер производства,
  • вид деятельности,
  • уровень внутрипроизводственной кооперации и специализации,
  • характер и сложность производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

В организационную структуру управленческого аппарата входят подразделения, каждое из которых выполняет конкретные функции, связанные с управлением организацией, и взаимосвязан с другими подразделениями. В структуре аппарата управления могут быть выделены ступени и звенья.

Определение 2

Звеном управленческого аппарата называют структурные подразделения, которые выполняют обособленные функции в рамках управленческого процесса.

Определение 3

Ступенями называют совокупность звеньев управления, относящихся к одному иерархическому уровню.

Каждая ступень возглавляется руководителем, в помощь которому могут создаваться функциональные службы или отделы.

«Развитие организационных структур в системе управления предприятием» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ходе формирования управленческой структуры во внимание должны быть приняты следующие базовые принципы:

  • структура управления должна соответствовать задачам, которые стоят перед организацией и ее звеньями (в производственно-хозяйственном аспекте),
  • внутри управленческого аппарата труд должен быть четко разделен, осуществлена специализация,
  • многоступенчатость управления должна быть по возможности сокращена, а оперативное руководство – максимально приближено к производству,
  • все производственные участки и звенья управления должны быть подвержены единому управлению,
  • аппарат управления должен быть оснащен вычислительной техникой, оргтехникой и средствами автоматизации, передачи, сбора и хранения информации,
  • должны быть созданы условия для принятия управленческих решений оптимальным образом.

Управленческий аппарат должен быть:

  • оперативным (исполнять возложенные на него обязанности в установленные сроки),
  • надежным (однозначно достоверно отображать фактическое состояние производства и итоги принимаемых решений),
  • оптимальным (давать возможность находить наилучшие решения организационно-экономических, технико-технологических, экологических и социальных вопросов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности путем проработки разных вариантов),
  • экономичным (обеспечивать наименьшие затраты при качественном выполнении возложенных на него функций).

Основные типы организационных структур управления

Основными для современного менеджмента являются две структуры управления, каждая из которых характеризуется уникальными сферами развития:

  1. Бюрократический тип организационной структуры. Он исторически возник раньше. В основе этого типа лежит понятие должности, а не человеческая индивидуальность. Как следствие – в организациях, основанных на бюрократическом типе, развитие может происходить только за счет внешних импульсов. Выделяется несколько разновидностей бюрократических структур:

    • линейно-функциональная организационная структура реализуется по функциональным подсистемам. Этот вариант эффективен для условий, когда на управленческий аппарат возлагаются жестко связанные, часто повторяющиеся, рутинные задачи,
    • линейно-штабная структура также основывается на функциональной специализации, но перед менеджерами ставится цель координировать действия функциональных служб в штабах, относящихся к различным уровням, в рамках достижения общеорганизационных целей,
    • дивизиональная структура встречается в крупных компаниях. Ее используют для разукрупнения, повышения приспосабливаемости и гибкости,
  2. Органический тип является более современным. Он предполагает большую импровизацию, гибкость и коллегиальность в процессе принятия решений. Такой тип эффективен в компаниях, активно работающих над совершенствованием предлагаемой продукции, внедряющих новейшие достижения науки и техники, стремящихся к естественному адаптивному развитию.

Черты организационных структур будущего

В научной литературе предполагается, что организационные структуры будущего будут обладать следующими отличительными характеристиками:

  • гибкость, доведенная до ориентации на предвидение предстоящих изменений внешней среды,
  • перекрещивание и интеграция функций, их объединение в соответствии с цепочкой создания стоимости,
  • транснационализация ведения бизнеса, стирание национальных границ, глобализация,
  • взаимодействие с помощью информационно-телекоммуникационных технологий,
  • ориентация на стейкхолдеров,
  • адаптивность при построении бизнес-процессов,
  • кастомизация управления и приоритет клиентов,
  • внедрение СМК (систем менеджмента качества),
  • повышение скорости выпуска новой продукции,
  • рост значения продуктовых инноваций,
  • развитие специфической организационной культуры, внутреннего предпринимательства,
  • формирование по всем основным бизнес-процессам положительного имиджа.

Некоторые современные организационные структуры управления уже в той или иной степени соответствуют указанному списку характеристик. Все большую популярность приобретают аутсорсинговые схемы, внутрифирменное и межфирменное взаимодействие команд, а также адаптивность и организационная гибкость.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 21.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot