Управление конфликтами
Управление конфликтами – это оказание воздействия на конфликт, чтобы его изменить или прекратить. Такое воздействие затрагивает все структурные элементы конфликта: причины возникновения, динамику, завершение и восстановление.
В конфликтологии принято выделять ряд специальных методов стимулирования конфликтов внутри организации, стимулируя тем самым творческую активность, инновационность, ускоряя реализацию изменений. Такими методами являются:
- манипулирование каналами коммуникаций, выводя организационные послания за пределы принятых коммуникационных каналов, уменьшая или увеличивая объем информации, передавая неясную или угрожающую информацию;
- структурные изменения, предполагающие изменения в содержании деятельности, изменение выполняемых задач, реформирование подразделений, участков или всей организации.
Применение названных техник управления конфликтами, в том числе и их стимулирования, возможно только при институализации характерных им механизмов. Необходимо проводить анализ ситуации, вырабатывать законы и механизмы их реализации.
Управление конфликтами может быть рассмотрено и с другой стороны, когда оно направляется только на подавление и выработку компромисса или взаимного соглашения сторон. Обычно участники конфликта проходят через три стадии:
- сглаживание конфликта, остановка насилия;
- поощрение диалога;
- ведение переговоров.
Иными словами, управление конфликтом подразумевает процесс предотвращения расширения конфликта, создание структуры и условий, необходимых для реализации продуктивных последствий конфликта. Для этого применяется ряд особых действий, которые называются стратегиями управления конфликтами. Наиболее значимыми из них являются:
- Игнорирование конфликта – чтобы управлять конфликтом и выбрать правильную стратегию, необходимо вовремя выявить его развитие, возможности и место в системе противоречий. Последствиями неверной тактики могут быть постоянные конфликты, наносящие урон всему предприятию.
- Устранение конфликта – внесение изменений в окружающую среду конфликта, когда стороны прекращают конфликтное взаимодействие. На предприятии можно устранить конфликт, например, сменив поставщика, если источником конфликта выступает поставка продуктов.
- Разрешение конфликта – предполагает изменения в поведении и свойствах участников, когда они не конфликтуют. Например, если конфликтующие стороны стоят на разных ступенях иерархической лестницы, обладая неравным властным ресурсом, то имеющий больше полномочий, может решить изменение формальной структуры в свою пользу.
- Использование конфликта в своих целях – субъект конфликта выбирает способ поведения, выгодный для него в данной конфликтной ситуации. Например, менеджер, у которого на прежнем месте работы были проблемы с коллегами, может просить о выделении своего отдела в самостоятельную бизнес-структуру.
- Эскалация конфликта – управление процессами нарастания и разрешения конфликта.
Социальные технологии управления конфликтами
Социальные технологии управления конфликтами – это тип деятельности, требуемый, чтобы решить стандартные задачи управленческой деятельности.
Наиболее распространенными технологиями управления являются переговоры и посредничество.
Переговоры сторон – это тип деятельности, направленный на урегулирование противоречивых отношений социальных субъектов, основанных на взаимозависимости и расхождении интересов. Есть ряд условий, возможных и необходимых для реализации данного метода:
- различные стороны конфликта, обладающие разными системами ценностей и целей;
- наличие зоны общих интересов у конфликтующих сторон;
- разный взгляд сторон на разрешение конфликта;
- наличие стремления сторон к взаимовыгодному перемирию;
- понимание необходимости учета взаимных интересов;
- наличие разницы в оценке ситуации, возможных результатов и соотношения сил участников конфликта.
Логика переговорного процесса не должна быть нарушена: сначала уточняются позиции сторон, затем они отстаиваются и позже согласуются позиции.
Посредничество – это участие к конфликтах, принимаемое независимой и авторитетной третьей стороной, у которой нет власти принимать согласованные решения.
В научной литературе содержится три вида посредничества: формальное, неформальное и общественное.
- Формальное посредничество используют при разрешении трудовых споров.
- Неформальное посредничество применяется после получения согласия со стороны конфликтантов, в условиях объективности посредника.
- Общественное посредничество реализуется в общественных организациях – экологических, женских и пр. Общественные посредники обычно взаимодействуют с микрогруппами в каждой из конфликтующих сторон, чтобы убедить их в необходимости добровольно примириться.
Процесс посредничества предполагает использование двух основных стратегий: соглашение в принципе и формирования блоков.
- Соглашение в принципе – это разработка широкого объема решений сторон, в которых только обозначаются границы будущего соглашения. Обычно в таких решениях указаны дополнительные обстоятельства, позволяющие достичь искомое финальное соглашение.
- Формирование блоков – это поэтапное решение проблемы, когда нет возможности единовременной разработки взаимовыгодного соглашения, поэтому исходная проблема расчленяется, а затем рассматривают каждый пункт.
Иными словами, конфликт – это неотъемлемая часть организованного поведения. Не смотря на все разнообразие существующих конфликтных ситуаций, в практике менеджмента выработан ряд общих стратегий, методов и подходов к управлению конфликтами. Использование данных методов не способно полностью устранить все негативные свойства конфликтов внутри предприятия, что часто превращается в причины ухода из компании, постоянного стресса, психических расстройств, которые приводят к серьезным заболеваниям и утрате веры в людей.