Значение стратегического планирования в компании
Стратегия развития организации - это комплексный план мероприятий, направленных на обеспечение успешной деятельности предприятия.
Современный бизнес не может существовать без стратегии. Стратегия является обязательным условием успешной деятельности компании, а создание стратегии не относится к этапу управления, а является непрерывным процессом. Как любой непрерывный процесс, стратегия состоит из набора функций и включает планирование. Данные функции и этапы являются обязательным условием для разработки эффективной стратегии.
Формирование стратегии
При разработке стратегии формируются способы привлечения ресурсов и продвижения продукции. В состав стратегии входят несколько основных групп решений.
Изучением моделей формирования стратегий занимались как иностранные ученые-экономисты, так и отечественные (Виханский, Маркова). Отличие их работ заключалось только в деталях и шагах, которые применяли при осуществлении стратегического планирования. Методология стратегического планирования основывается на взаимодополняющих подсистемах.
Разработка и управление стратегией включает в себя анализ, выбор позиции и оперативное решение затруднений, которые возникают во внешней и внутренней среде. Перед планированием стратегии необходимо понимать текущее состояние компании. На основании выбранной позиции стратегия может подразделяться на:
- запланированную стратегию,
- реализуемую стратегию.
Помимо этого, сотрудникам, которые разрабатывают стратегию развития необходимо различать корпоративную стратегию и бизнес-стратегию. Данные стратегии отличаются не только продолжительностью, но и стратегическим пространством. Реализуемая стратегия даже на уровне «сорняковой единицы» может заменить «планируемую» на координационном уровне.
Этапы разработки стратегии развития
Разработка стратегии развития включает в себя следующий этапы, которые следуют друг за другом.
Первый этап отвечает за формирование стратегического мышления и видения, данный этап определяет долгосрочные перспективы развития. Этот этап позволяет понять предстоящие задачи и будущее организации. Руководящий состав перед первым этапом должен понимать в каком направлении будет двигаться компания. Необходимо проработать будущие технологии, и понять откуда стоит брать поставщиков, и кто будет выступать основным потребителем. Очень важно использовать современные средства продвижения товара для целевой аудитории. Без актуального продвижения разработанная стратегия не позволит реализовать поставленные цели на рынке. Определившись с этими факторами, можно сформировать стратегическое видение компании.
К преимуществам такого видения относят:
- мотивационные мероприятия в отношении сотрудников компании,
- создание атмосферы перспектив в деятельности,
- объединение участников организации единой целью и идеалами,
- создание имиджа компании.
Второй этап включает в себя постановку целей и трансформацию стратегического видения в практическую плоскость. Данный этап отвечает за формирование миссии компании, которая раскрывает основной посыл деятельности компании на текущий момент. На данном этапе очень важно качественно проработать поставленные цели, потому что от них зависят следующие этапы.
Третий этап отвечает за создание стратегии и наглядно показывает, как можно достичь поставленной цели, основываясь на перспективах компании. Работая на данном этапе, необходимо учитывать дальнейшие перспективы развития и при этом очень важно принимать во внимание происходящее во внешней и внутренней среде. Именно эти факторы вносят свои корректировки в будущую стратегию. Вслед за рыночными изменениями она модифицируется за счет включения в ее состав разных параметров и отказа от других. Менеджерам компании необходимо учитывать все риски и угрозы, а также непредвиденные события. Квалифицированные руководители должны генерировать новые идеи. Третий этап формируется за счет создания новых параметров путем отказа от старых. Очень важно на третьем этапе с появлением новых параметров просчитывать и новые угрозы.
На четвертом этапе происходит реализация выбранной стратегии. Менеджеры на этом этапе воплощают в жизнь идеи третьего этапа. На четвертом этапе идет финансирование будущей стратегии и вырабатывается политика поддержки и мотивации сотрудников компании. Очень важна на этом этапе работа руководящего состава, так как большинство распоряжений принимается топ-менеджерами компании.
На заключительном пятом этапе оценивается полученный результат. По итогу всех этапов компания получает опыт, который раскрывает перспективы развития и обстановку на рынке. Для новых компаний на рынке в обязательном порядке необходим данный опыт, чтобы оценить свою деятельность на дальнейшую перспективу и обстановку на рынке. Новые идеи не дают компании погрязнуть в бесперспективную рутину. Свежие идеи повышают конкурентоспособность.
Для крупных компаний, которые уже давно на рынке, данные этапы позволяют скорректировать собственное стратегическое видение, оценить глобальные цели и стратегии. Даже самая успешная цель, которая не подкреплена организационными средствами, может потерпеть крах. Эффективность стратегии развития влияет на дальнейшую судьбу компании. Ее достойное внедрение способно обеспечить достойный доход и высокую производительность. Неудачное внедрение стратегии приведет к негативному результату, последствия которого придется преодолевать не только руководящему составу.
Стоит отметить, что даже удачное внедрение разработанной стратегии не всегда может привести к положительным результатам. Адекватная реализация должна быть выгодна и с финансовой стороны. Так, потраченные средства на разработку стратегии очень часто не окупаются в дальнейшем.