Факторы конкурентоспособности предприятия
Пути повышения конкурентоспособности предприятия – это инструменты, которые позволяют компании занять более выгодную позицию на рынке (в сравнении с другими компаниями, работающими в той же сфере).
Если компания не будет действовать по заранее тщательно составленному плану, предусматривающему эффективное развитие, и не будет достаточно глубоко анализировать информацию о своих возможностях и перспективах, а также рыночном положении конкурентов, она не сможет добиться успеха.
Когда на рынке работает несколько производителей товара, имеющего схожие характеристики и одинаковую целевую аудиторию, возникает проблема конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью предприятия понимают относительную характеристику, выражающую степень отличия одной компании от другой в аспекте удовлетворения потребностей клиента.
Высокая конкурентоспособность предполагает, что потребитель остается удовлетворенным, а в будущем стремится опять приобрести продукт этой фирмы. Конкурентоспособность предприятия определяется:
- качественными и ценовыми параметрами товаров или услуг,
- эффективностью менеджмента,
- степенью инновационной активности,
- состоянием рынка,
- мотивацией и квалификацией работников,
- системой управления денежными ресурсами,
- системой маркетинга.
Система маркетинга заслуживает отдельного внимания. Роль маркетинга – это выявление ключевых потребностей клиентов, анализ того, как меняются их предпочтения, оценка перспектив развития целевого рынка, разработка и осуществление эффективных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия базируется на его конкурентных преимуществах. При проведении сравнительного анализа разных подходов к изучению конкурентных преимуществ компании их классифицируют по следующим признакам:
- по отношению к системе,
- по сфере формирования привилегий,
- по содержанию факторов преимущества,
- по месту реализации преимуществ,
- по времени реализации преимуществ,
- по виду конечных результатов.
Указанные конкурентные преимущества кодифицируют, а в дальнейшем кодируют, чтобы автоматизировать процесс учета и анализа комплексной конкурентоспособности компании.
Факторы конкурентных преимуществ компании делятся на две категории:
- внутренние, которые почти полностью зависят от действий руководства предприятия,
- внешние, появление которых в меньшей степени определяется компанией.
Типовыми конкурентными преимуществами являются:
- рыночные,
- структурные,
- технические,
- управленческие,
- ресурсные,
- по эффективности.
При этом для измерения преимуществ используются различные показатели:
- производственные издержки,
- относительная рыночная доля,
- степень внедрения улучшенных технологий,
- стратегии продаж,
- специфические характеристики продукции,
- популярность и узнаваемость компании.
Инструменты повышения конкурентоспособности в сфере услуг
Чтобы повысить конкурентоспособность в сфере услуг, предприятия должны обращать внимание как на само качество оказания услуг, так и на сопутствующие факторы, определяющие восприятие услуг потребителями. Это позволяет добиться следующих результатов:
- повысить качество,
- снизить производственные издержки,
- повысить экономичность и оперативность последующего обслуживания,
- стимулировать продажи.
Каждый из элементов конкурентоспособности – это многофакторная характеристика, рассматриваемая как самостоятельный объект управления.
Особое место в повышении конкурентоспособности отводится стратегическому методу управления. При этом основными стратегиями являются:
- силовая (виолентная),
- нишевая (патиентная),
- соединяющая (коммутантная),
- пионерская (эксплерентная).
Майкл Портер в своей теории указывает на два ключевых источника конкурентных преимуществ:
- маркетинг,
- издержки.
Преимущество в издержках порождает конкурентоспособность за счет более низких производственных и маркетинговых расходов по сравнению с расходами конкурентов. Это дает предприятию возможность снижать цены или использовать сэкономленные средства для развития, рекламы, распределения.
Преимущество в маркетинге связано с повышением конкурентоспособности услуг, удовлетворяющих покупателей в большей степени, чем услуги других производителей.
Если фирма делает упор на преимущества в маркетинге, она больше ориентируется на потребителей, чем фирма, стремящаяся к преимуществам в издержках. Однако фирмы, выбирающие преимущества по издержкам как основные, тоже не должны игнорировать покупателей, иначе ее позиция будет неустойчивой. Маркетинговые преимущества, выражающиеся в предпочтительности свойств услуг этой фирмы, базируются на уникальности продукции.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятия используется определенная система. При этом обеспечение конкурентоспособности может трактоваться и как процесс, и как структура.
Процессный подход к обеспечению конкурентоспособности представляет собой реализацию связанных научных методов, принципов, мероприятий и средств, которые разрабатываются в соответствии с управленческими критериями с учетом стадий жизненного цикла продукции.
Структурный подход к обеспечению конкурентоспособности представляет собой систему, состоящую из внешнего окружения и внутренней структуры компании.
Таким образом, конкурентоспособное предприятие должно формировать следующие внутренние преимущества:
- конкурентоспособность продукции (услуг),
- финансовое состояние компании,
- эффективность проводимой маркетинговой деятельности,
- имидж фирмы,
- рентабельность продаж,
- эффективность системы управления.
Чтобы повысить конкурентоспособность фирмы, нужно ориентироваться на потребительский сектор, улучшать качество услуг и повышать эффективность их продажи. Это способствует повышению эффективности использования финансовых, научных, технических, производственных и трудовых ресурсов предприятия.