Место психологии менеджмента в системе наук
Психология менеджмента – это находящаяся на стыке теории управления и психологии научная дисциплина, предметом которой выступают управленческие процессы и их восприятие людьми.
В последние годы роль психологии управления в России заметно возросла. Постепенно она занимает то место, которое ей принадлежит по праву, и которое она давно занимает в зарубежных странах. По сути, знания об общих управленческих закономерностях и особенностях поведения людей в рамках организаций – это неотъемлемая часть общей личностной культуры для специалистов любого профиля. Наиболее ярко это проявляется, если знания соприкасаются с его сферой профессиональной деятельности. Чем бы ни занимался человек, где бы ни работал, он неизбежно включается в систему управления, в «мир организаций», занимает в ней некую позицию (иногда – руководящую). Чтобы деятельность была эффективной, а путь по карьерной лестнице успешным, необходимо знать управленческие организационные закономерности. Именно поэтому основы психологии управления в последние годы начали включать в общеобразовательные программы.
Следует учитывать, что специфические методы психологии менеджмента определяются предметной областью. Но главным звеном в менеджменте всегда остается человек, а его психологические особенности отличаются универсальностью и неизменностью.
Поскольку психология управления базируется на достижениях сразу двух дисциплин - теории управления (менеджмента) и психологии, она имеет комплексный характер. В ней органически переплетаются психологические знания и внепсихологические представления, позволяющие раскрыть особенности функционирования и строения организационных систем. Невозможно исследовать их изолированно. В то же время каждая сфера обширна, что затрудняет систематизацию материалов.
Еще одной сложностью психологии управления как науки является соблюдение баланса между психологическими и управленческими аспектами:
- если возникает перекос в сторону менеджмента, исчезает психологическая специфика дисциплины,
- если возникает перекос в сторону психологии, анализ становится абстрактно-психологическим, слабо соотносимым с управленческими реалиями.
Перцептивные процессы в менеджменте
Восприятие, или перцепция – это процессы отражения явлений или предметов в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие характеризуется следующими свойствами:
- предметность,
- целостность,
- структурность,
- избирательность,
- осмысленность,
- константность,
- аперцептивность (зависимость от полученного человеком ранее опыта),
- ограниченность объема.
Это справедливо и для ведения управленческой деятельности, благодаря чему у руководителя формируется осмысленное, адекватное, структурированное и предметное восприятие поступающей извне информации. Так формируется чувственный опыт руководителя.
Специфику перцептивных процессов в менеджменте определяют два обстоятельства:
- связь восприятия со всеми когнитивными процессами (мышлением, памятью). Фактически, восприятие сливается воедино с профессиональным управленческим опытом, превращаясь из простого приема информации в ее оценку, формирование отношения к ней, осмысление. В связи с комплексным характером управленческой деятельности все познавательные процессы задействуются в ней по максимуму. Поэтому и восприятие проявляется в неразрывном взаимодействии с другими познавательными процессами. Не нужно насильственно выделять его из контекста информационного взаимодействия между руководителем и внешней средой. К примеру, типичен подход, когда восприятие рассматривают как интеллектуальное осознание получаемых от ощущений стимулов,
- восприятие руководителя работает не только с объектами внешнего мира (предметами), но и с субъектами – личностями во всей противоречивости и многообразии их признаков, свойств, качеств и намерений. Таким образом, в деятельности руководителей восприятие – это в первую очередь субъектное взаимодействие, т.е. ключевую роль играет межличностное восприятие. И субъектом, и предметом восприятия выступают люди. Это определяет такие особенности восприятия, которые позволяют назвать его социальной перцепцией.
Мнемические процессы в управленческой деятельности
Перцептивные процессы отвечают за прием значимой для руководителя информации, а мнемические – за ее сохранение.
Память – это отражение полученного человеком опыта путем его запоминания, сохранения и последующего воспроизведения.
Таким образом, в составе памяти выделяется несколько процессов – уже указанное запоминание, сохранение и воспроизведение, которые дополняются процессом забывания. По своей функциональной роли, основным закономерностям они различны, но образуют единую систему.
Под запоминанием понимают фиксацию (запечатление и закрепление) информации.
Сохранение включает в себя не только пассивное удержание, но и активную переработку, систематизацию и обобщение запомненной информации.
Под воспроизведением понимают процесс, результатом которого является актуализация запомненной информации (воспоминание).
Наименее изученным процессом является забывание.
Забывание – это избирательная утрата части запомненной информации или ее полная редукция.
Считается, что хорошая память позволяет руководителю достичь успеха в управлении. Однако руководитель, обладающий фотографической памятью, может быть и плохим управленцем. Таким образом, сама по себе хорошая память – еще не залог успеха менеджера.
Особенности мнемонических процессов в управленческой деятельности обусловлены следующими факторами:
- огромный объем информации, которую нужно фиксировать и сохранять в памяти,
- высокая степень разнообразия информации,
- разнотипность запоминаемой информации (о мнениях, фактах, отношениях, среде, системе и т.д.),
- взаимосвязанность информационных источников, что приводит к повышению требований к систематизации,
- динамичность оперативных управленческих ситуаций.