Стратегическое прогнозирование
Прогнозирование стратегии организации является достаточно сложным процессом при планировании действий предприятий по причине потребности соотнесения на основе выбора факторов сегодняшней ситуации с будущими, прогнозными фактами, представляющими собой внешнеэкономическую среду предприятия и подлежащими измерению (оценке).
Прогнозирование стратегии - необходимый элемент формирования стратегии и тактики любого уровня хозяйствования, начиная от индивидуальных предпринимателей, предприятий и фирм, и заканчивая отраслями народного хозяйства и субъектами федерации.
Роль прогнозирования стратегии организации
Роль прогнозирования стратегии в современном мире является определяющей по нескольким причинам:
- Постоянные колебания экономики, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе всех предпринимателей и потребителей. Для недопущения крупных ошибок, нужна своевременная оценка вероятных альтернатив динамики рынка, поведения участников внутреннего и внешнего рынка.
- Важнейшие факторы воспроизводственного процесса функционируют чрезвычайно неопределенно. По этой причине оценка их влияния на экономику и развитие общества может строится только на основе прогнозирования, выступающего в качестве исходного пункта в процессе обоснования долгосрочных перспективных планов.
Прогнозирование стратегии
Прогнозирование стратегии – важная процедура, которая состоит в предвидении состояния объектов прогнозирования на соответствующие промежутки времени в будущем.
Процедура прогнозирования основывается на следующих подходах:
- Генетический подход, предполагающий анализ тенденций развития объектов в соответствующем периоде прошлого и соответствие этих тенденций на перспективу,
- Нормативный подход, с использованием нормативного расчета.
Содержание стратегического прогнозирования состоит в разработке долгосрочного и среднесрочного прогноза, которые касаются экономической жизни в целом, включая ее составные подсистемы и элементы.
Стратегический прогноз представляет собой эмпирически (теоретически) обоснованные суждения о вероятном состоянии объектов прогнозирования в перспективе, пути и сроки его достижения.
2 функции прогнозирования стратегии:
- Предсказательная (описательная) функция, включающая в себя описание перспектив (желательных и возможных), проблем на будущее.
- Предписательная функция, которая способствует оформлению прогнозов в планы. Осуществляется данная функция посредством подготовки проектов решения проблем деятельности.
Процесс и результаты деятельности по прогнозированию применяются в 2 важных направлениях:
- Теоретико-познавательное направление, состоящее в исследовании и улучшении методологии составления прогноза, выявление факторов, которые помогают выявить возникновение и существование тенденций в экономико-социальных отношениях.
- Управленческое направление, при котором прогнозы способствуют созданию предпосылок для эффективных управленческих решений.
В соответствии с масштабами прогнозирования могут быть прогнозы макроэкономические, отражающие развитие экономики, и структурные (отрасль, регион). Хозяйствующие субъекты в своей деятельности составляют самостоятельные прогнозы стратегии, но в целом они должны принимать к учету и перспективное состояние на макроэкономическом уровне.
При составлении прогнозов происходит:
- Анализ системы социально-экономических, технологических и других процессов, которые протекают на предприятии и в его внешней среде, связь между ними;
- Оценка сложившейся ситуации и выявление основных проблем;
- Формирование представлений о будущем компании и условиях достижения поставленных целей.