Параметры формирования выделенной организационной структуры
Проанализировав все взгляды ученых по проблеме выбора оптимальной организационной структуры выделенного подразделения, авторы статьи предлагают такие параметры осуществления данного выбора:
- Размер предприятия и тип производства. Ведь тип и масштабы производства определяют необходимость существования как такового выделенного подразделения на предприятии и количество работников, ответственных за проектную деятельность.
- Ориентация на потребительский или на промышленный рынок, или же комбинированная потребительски-промышленная ориентация. Этот фактор важен, прежде всего потому, что потребительский и промышленный маркетинг объединяют только базовые категории и принципы, при этом эти два маркетинга существенно отличаются в плане применения конкретных маркетинговых инструментов и при формировании комплекса маркетинга, т.е. товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятия. Таким образом, это непосредственно отражается на выборе организационной структуры выделенного подразделения, сотрудники которого в зависимости от рыночной ориентации выполнять различные функции и задачи.
- Отраслевая принадлежность предприятия, определяет как рынки сбыта предприятия, так и особенности товарной и ценовой политики предприятия, существенно отражается на выборе организационной структуры выделенного подразделения.
- Ассортиментная политика предприятия. Как отмечалось ранее, широкий ассортимент продукции требует применения так называемой товарной организационной структуры, или ее ключевых элементов, то есть выделение в составе отдела рабочих групп или ответственных за ведение отдельных ассортиментных групп товаров.
- Внедрение на предприятии производственных и управленческих инноваций, которое требует временного формирования в рамках существующего маркетингового отдела, так называемого, проектного подразделения, на которое возлагаются обязанности координации производственной деятельности в пределах осуществляемых инноваций.
Прикладные аспекты формирования выделенной организационной структуры
Для многих отечественных промышленных предприятий, реализующих свою продукцию как на промышленном, так и на потребительском рынке, исходя из выбранных параметров, целесообразно, по мнению авторов, выбирать товарно-рыночную выделенную организационную структуру.
Товарно-рыночная ориентация отдельных служб реализуется преимущественно в матричной форме, для которой характерно наличие на предприятии менеджеров по отдельным товарам и отдельным рынкам. На менеджеров по товарам возлагаются обязанности по планированию объемов продаж и прибыли, а также определение методов продвижения товаров на рынок. При этом они контактируют с менеджерами из рынков для определения возможных объемов продаж и учета специфики конкретных рынков. Менеджеры по рынкам обычно отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных товаров.
Преимуществом такой организации является возможность уделить внимание каждому товару и каждому рынку.
Однако существуют и недостатки - это значительные управленческие расходы, отсутствие достаточного организационной гибкости и возможность конфликтов среди персонала различных подразделений, которые относятся к материнской организационной структуре, как это и отметил в свой работе В. Шумейко. Устранить эти недостатки можно в дальнейшем оптимизировать выделенные организационные структуры.