Сущность, цели и значение виртуальной организации
Виртуальная организация – система организаций, коллективов и людей, объединенных целью выполнения рыночного заказа и единой информационной системой и обладающих для этого необходимыми ключевыми компетенциями.
Целью виртуальной организации, как и любой другой, является получение прибыли с помощью удовлетворения потребностей клиентов. Основными отличиями виртуальной организации от других рыночных структур являются:
- Ориентация на выполнение конкретного заказа или удовлетворение потребностей конкретного заказчика, а не некоторого рыночного сегмента;
- Увеличение скорости и качества выполнения заказа за счет объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.
Виртуальная организация отличается от других практическим подходом к ресурсообеспечению. Привлечение ресурсов в виртуальной организации осуществляется через поиск новых партнеров, которые обладают необходимыми компетенциями, знаниями и навыками, для совместной организации производственной деятельности и удовлетворения потребностей клиентов. Такой подход позволяет получить гибкие конкурентные преимущества и использовать их соответственно ситуации.
Обычно партнерство в рамках виртуальной организации имеет заранее определенный срок, который может выражаться временным промежутком или оканчиваться при достижении определенного результата (выполнении заказа). Партнерство является ограниченным по времени, а на протяжении производственного цикла могут привлекаться новые или исключаться существующие партнеры.
Преимущества виртуальной организации
Наиболее важное преимущество виртуальной организации заключается в возможности выбора наилучших ресурсов, привлечения наиболее компетентных специалистов в условиях выполнения конкретного заказа. Особенности ресурсообеспечения позволяют организации выполнять заказы потребителей с наивысшим уровнем качества и наименьшими затратами времени.
Из этого преимущества вытекают и другие плюсы использования виртуальной структуры организации. Виртуальные организации могут быстрее удовлетворять нужды потребителей, чем компании с традиционной структурой. Привлечение партнеров по необходимости позволяет виртуальным компаниям эффективно использовать ресурсы и снижать совокупные затраты на производство продукции или оказание услуг. Прямой и активный контакт с заказчиков, ориентация непосредственно на его потребности позволяет наиболее полно их выявить и удовлетворить. Быстрое и эффективное привлечение ресурсов позволяет снизить или преодолеть барьеры выхода на новые сегменты рынка, запустить новый вид бизнес-деятельности.
Виртуальные организации представляют собой наиболее гибкую организационную структуру, позволяющую быстро и с наименьшими затратами адаптироваться к изменениям внешней среды.
Недостатки виртуальной организации
Виртуальные организации, как и любые другие организационные структуры, обладают рядом недостатков, связанных с особенностями их функционирования. В основе виртуальной организации лежат партнерские взаимоотношения, что приводит ее к чрезмерной зависимости от действий партнеров. Каждый из партнеров обладает высокой, но узкой квалификацией, что потенциально может стать причиной сложностей во взаимоотношениях.
Отказ от стандартных трудовых взаимоотношений и долгосрочных форм сотрудничества способствует снижению лояльности партнеров виртуальной организации за счет отсутствия социальных и материальных бонусов и определенности будущего. Кроме того, разнонаправленность целей партнеров и их разнородность в целом может стать причиной сложностей в менеджменте виртуальной организации. Все эти характеристики виртуальной организации становятся причиной повышенных и не подверженных стандартным инструментам управления временных и репутационных рисков.