Понятие организационной структуры
Организационная структура управления включает в себя внутреннее строение организаций, совокупность подразделений и членов организаций, которые между собой взаимно связываются, а также социальных общностей.
Данное понятие включает в себя два определения:
- Организация;
- Структура.
Понятие структура включает в себя большое количество определений. Это:
- Расположение и связь главных компонентов чего-либо, строение;
- Форма упорядоченности компонентов системы;
- Совокупность взаимосвязанных звеньев, которые образуют систему независимо от ее компонентов и задач.
Помимо этого, структура является определенным компонентом системы, который отличается от структуры наличием целевой направленности. Структура включает в себя внутреннюю форму организации системы, а также ее статику. В управлении социальными, а также экономическими системами, понятие организации традиционно применяют для обозначения определенного количества людей или групп, которые объединены для получения определенной цели с применением принципов разделения труда и обязанностей, которые происходят и на основе конкретной структуры.
Составные компоненты, подразделения или должности в организационной структуре образуются для исполнения конкретного количества функций управления или работ, которые приводят к достижению целей организации в общем. Для исполнения данных функций должностным лицам необходимо обладать конкретными правами, связанными с распоряжением ресурсами. Помимо этого, они должны нести определенную ответственность за исполнение данных функций.
Между подразделениями а также должностями образуется большое количество различных связей:
- Линейные;
- Функциональные;
- Меж функциональные.
Традиционно выделяют следующие цели организации управления:
- Цель быстрого роста;
- Цель стабильного роста;
- Цель сокращения.
Гибкость организационных структур
Основная особенность гибких организационных структур заключается в том, что они могут достаточно просто видоизменяться и приспосабливаться к абсолютно новым условиям работы. Это происходит в результате того, что отсутствует четко закрепленные обязанности за работниками и подразделениями, небольшой регламентации их работы, сформированных горизонтальных связях. Традиционно считают, что данные структуры со временем станут основными.
Гибкие структуры направлены на ускоренное выполнение сложных проектов, они характеризуются созданием временных организационных структур управления.
Принято выделять несколько разновидностей гибких организационных структур:
- Проектные;
- Матричные;
- Программно-целевые
Гибкие структуры, способные адаптироваться к различным требованиям среды. Именно данные организационные структуры способны, применяя каждый, наиболее действенный аспект линейных и функциональных структур, успешно работать в мире, который постоянно изменяется.
Основными достоинствами гибкости организационных структур является:
- Активная работа руководителей за счет создания программных подразделений и большого увеличения контактов с функциональными подразделениями;
- Гибкое применение имеющегося кадрового потенциала компании.
Основные недостатки гибкости организационной структуры являются сложности, которые появляются в самой структуры. Данные сложности вызваны наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в довольно не простом управления организацией в ситуации, при которой отсутствует единоналичие.