Понятие эффективности организационной структуры
Эффективность определяется как степень приспособленности организации к внешней среде и ее способность достигать целей.
Различают эффективность организационных процессов и качество самой организации. Эффективность зависит от свойств организационной структуры, ее методов работы и влияния внешней среды. Проявляется эффективность только в результате работы организации.
Цель проектирования организационных структур состоит в выделении направлений развития организации, которые кажутся наиболее эффективными. Одна из задач в процессе проектирования состоит в разработке механизма оценки эффективности организации, подборе инструментов оценки. Для решения этой задачи исследуют особенности управления, условия функционирования организации, ограничения управления, выделяют факторы эффективности и показатели оценки взаимодействия между отделами и уровнями иерархии. Важность этой задачи состоит в том, что организационная структура не существует отдельно от общего рабочего процесса, а оказывает на него влияние. Следовательно, общая эффективность организации зависит от эффективности организационной структуры.
При проектировании организационной структуры или при реструктуризации компании необходимо:
- заранее определить критерии, по которым будет оценена эффективность;
- на основе критериев сформировать совокупность показателей, по которым будет произведена оценка;
- всю массу показателей привести к единой системе, чтобы провести анализ с учетом взаимозависимостей по уровням иерархии.
Критерии оценки, инструменты и методы анализа эффективности, которые применяются на практике, могут быть различными. Критерий эффективности – обобщенный показатель, правило, на основе которого выбирается лучшее решение или лучший процесс в организации. Критерии эффективности показывают наиболее важные параметры организации и позволяют спроектировать систему показателей эффективности, чтобы дать возможность провести последующий анализ и контроль.
Показатели оценки эффективности
Делятся на три группы:
- Выражающие конечные результаты деятельности. Среди них: рост прибыли, рост производства, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности, улучшение качества продукции, сокращение сроков производства, внедрение новой техники и технологий.
- Выражающие процесс управления:
- производительность. Определяется как количество продукции на одного работника-управленца; или отношение темпов роста производства на одного работника-управленца к темпу роста производства на одного работника производства.
- адаптивность, гибкость. Определяются с помощью балльной системы на основе оценок экспертов. Характеризуют способность руководства менять стиль поведения в зависимости от потребностей организации и запросов внешней среды.
- оперативность. Определяется временными показателями (затраты времени на преобразование ресурсов в продукцию).
- экономичность. Определяется уровнем затрат на аппарат управления. Оценивается по следующим показателям: доля затрат на содержание управления в стоимости продукции; доля затрат на заработную плату управленцев в стоимости продукции; изменение суммы прибыли на одного работника-управленца; доля управленцев в общей численности персонала.
- надежность. Характеризуется бесперебойным функционированием аппарата управления. Коэффициент надежности высчитывается по формуле:
К = 1 – Кн/Кобщ, где
Кн – количество нереализованных решений,
Кобщ – общее количество решений в организации.
- коэффициент звенности. Определяется по формуле:
- коэффициент дублирования. Определяется по формуле:
- степень централизации функций. Определяется по формуле:
- коэффициент эффективности информационных потоков. Определяется по формуле:
- коэффициент уровней управляемости. Определяется по формуле:
Кзв = Пзв ф/ Пзв о, где
Пзв ф – количество звеньев в организации в данный момент,
Пзв о – оптимальное количество звеньев в организации.
Кд = Коз/Кн, где
Коз – количество работ, закрепленных за подразделениями фактически,
Кн – количество работ, определяемых нормативами.
Кц = Рфц/Рф, где
Рфц – количество решений по функции на верхних уровнях руководства,
Рф – общее число решений по функции на всех уровнях иерархии.
Ки = Дэ/Двход, где
Дэ – количество случаев эффективного использования информации (измеряется на примере документов),
Двход – общее количество информации на входе (измеряется в документах).
Ку = Уф/Ун, где
Уф – масштаб управляемости реальный,
Ун – норма управляемости по нормативам.
Могут применяться и другие показатели оценки, в зависимости от специфики отрасли, размера организации, уровней иерархии и т.д.