Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процессы принятия решений в организации

Общая характеристика процесса принятия решений в организации

Определение 1

Процесс принятия решений в организации – это творческий процесс, цель которого состоит в получении результатов конкретной деятельности менеджеров, формировании основы управления.

Принятие решений – это важная часть управленческой деятельности. Решение выступает ключевым продуктом управленческой работы, а процесс его принятия – способ достижения этого результата.

По аналогии с коммуникационными процессами, принятие решения влияет на все аспекты управления. Как и обмен информацией, принятие решения – это составная часть всех общих управленческих функций.

В ходе управления организацией менеджеры различных уровней осуществляют принятие решений. Поскольку чаще всего решения касаются не отдельных личностей, а подразделений или даже всей организации, процесс их принятия имеет формализованный характер.

Принятие решений в рамках организации может быть охарактеризовано следующим образом:

  • целенаправленная сознательная человеческая деятельность,
  • поведение, которое базируется на ценностных ориентациях и фактах,
  • процесс взаимодействия между членами организации,
  • выбор альтернативы в рамках политического и социального состояния организационной среды,
  • компонент общего процесса управления,
  • неизбежный элемент повседневной работы менеджеров,
  • неотъемлемая часть выполнения всех остальных управленческих функций.
Определение 2

Под управленческим решением понимают развернутый во времени эмоционально-психологический, логико-мыслительный и организационно-правовой акт выбора альтернативы, осуществляемый руководителями в рамках их полномочий единолично или с привлечением иных лиц.

Характерные черты управленческих решений:

  • волевой характер,
  • директивность,
  • целенаправленность,
  • конкретность.

Принятие решения как таковое – это не самоцель для руководителя. Перед менеджером стоит задача не просто выбрать альтернативу, а путем этого выбора достичь некой другой цели, разрешить проблему. Часто для этого необходимо принять (и осуществить) не единичное решение, а целую последовательность решений.

«Процессы принятия решений в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Итак, важнейшей предпосылкой необходимости принятия управленческого решения является возникновение проблемы.

Определение 3

Проблемой называется ситуация, которая характеризуется расхождением между существующим и желаемым состояниями управляемой подсистемы, препятствующим ее нормальному функционированию или развитию.

В контексте принятия решения в организации важную роль играет понятие субъекта – лица, принимающего решения. Важно разграничивать лиц, принимающих решения, экспертов, часто привлекаемых к различным этапам разработки решения.

Решение может приниматься коллективно, тогда лицом, принимающим решения, выступает не конкретный руководитель, а группа людей. При этом их интересы, доступная информация и влияние на процесс принятия решения могут как различаться, так и совпадать полностью или частично. Независимо от этого, они все выступают групповым лицом, принимающим решение. Эксперты же служат источниками информации.

Этапы процесса принятия решений в организации

Решение не является одномоментным актом. Оно представляет собой результат развивающегося во времени процесса, который обладает определенной структурой. Это позволяет сформулировать следующее определение.

Определение 4

Процессом принятия решения называют циклическую последовательность действий, осуществляемых субъектом управления в целях разрешения проблем организации, и включающих анализ ситуации, генерацию альтернатив, принятие решения и организацию его выполнения.

Основные стадии и процедуры процесса принятия решений в порядке их следования:

  • анализ ситуации. Перед тем, как проанализировать управленческую ситуацию, необходимо собрать и обработать достаточно большой объем информации. На этом этапе организация воспринимает внешнюю и внутреннюю среду. Менеджеры и специалисты получают сведения об основных факторах внешней среды и состоянии организации. Далее производится классификация и анализ информации, сравнение реальных значений подвергнутых контролю параметров с прогнозируемыми и запланированными. Благодаря этому выявляются проблемы, нуждающиеся в решении,
  • идентификация проблем. Прежде чем начинать решать проблему, нужно ее диагностировать или полно и правильно определить. Не зря считается, что правильно сформулировать проблему – значит, наполовину ее решить. Проблема – это не только когда не достигнуты запланированные результаты, но и когда имеется возможность потенциально повысить эффективность,
  • определение критериев, по которым осуществляется выбор. Руководитель должен четко понимать, по каким показателям сравниваются альтернативы и выбирается лучшая. Нередко критерии противоречат друг другу, тогда необходимо вводить некие весовые коэффициенты, связанные со значимостью каждого из критериев. К примеру, при покупке оборудования значения может иметь стоимость, срок поставки, стоимость расходных материалов, производительность. Как правило, более производительное оборудование с маленьким сроком поставки будет дороже, чем менее производительное или то, доставку которого придется долго ждать – и разным организациям в разных условиях более важно разное,
  • разработка альтернатив. На следующем этапе разрабатывается набор альтернативных вариантов для решения проблемы. Идеальный случай – когда удается найти все возможные пути решения проблемы. Тогда можно быть уверенным, что оптимальный способ не упущен. Но на практике у руководителей нет (и не может быть) такого запаса времени знаний, чтобы сформулировать каждый возможный способ достичь результата,
  • выбор альтернативы. Все выработанные возможные варианты сравниваются по выбранным критериям, выбирается лучшая альтернативы,
  • согласование решения (для групповых процессов),
  • управление реализацией. На этом этапе определяют комплекс работ, ресурсы, сроки и исполнителей,
  • контроль и оценка результатов. Этот этап служит для обеспечения обратной связи.
Дата написания статьи: 21.12.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot