Сущность материального стимулирования
Проблемы материального стимулирования в системе управления – это аспекты, заставляющие руководителей искать альтернативные (дополнительные) методы стимулирования для повышения эффективности работы персонала.
Мотивация – одна из основных функций управления. В первую очередь она проявляется в системе управления персоналом, сформированной в организации. По мере развития постиндустриального общества требования к персоналу повышаются, в частности, это относится к:
- подбору работников,
- обучению кадров,
- расстановке работников,
- формированию нового сознания, менталитета работников,
- трансформации методов мотивации и стимулирования.
Мотивация персонала образуется как пересечение достижений и проблем организации. Руководство компании может сконцентрироваться на разработке безупречных планов и стратегий, сформировать высокоэффективные системы информационной обработки и передачи, закупить самое современное оборудование. Но если у членов организации не будет коллективного стремления к общеорганизационным целям, все эти мероприятия не принесут успеха.
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Руководство использует разнообразные стимулы, чтобы мотивировать сотрудников. Одной из получивших наибольшее распространение форм стимулирования является материальное стимулирование. Эта форма стимулирования играет важнейшую роль в системе управления персоналом. Однако было бы опасно преувеличивать роль этого метода, поскольку у каждого человека имеется индивидуальная, сложная и неоднозначная система потребностей, приоритетов, целей и интересов, не ограничивающая сугубо материальными аспектами.
Сущность материального стимулирования персонала может быть сформулирована в виде следующего набора положений:
- оно ориентировано на стимулирование повышения трудовых показателей наемными работниками,
- материальное стимулирование служит для формирования определенной линии трудового поведения у сотрудника, ориентированной на процветание компании в целом,
- материально стимулирование направлено на побуждение работника наиболее полно использовать свой физический и умственный потенциал в ходе выполнения им должностных обязанностей.
Виды и формы материального стимулирования
В зависимости от предмета потребности выделяют два вида материального стимулирования:
- материальное денежное стимулирование, в котором как стимул используются денежные средства. К этому виду относят оплату по тарифам и окладам, премирование и депремирование, штрафные санкции. Предметом потребности выступают непосредственно деньги,
- материальное не денежное стимулирование базируется на использовании материальных благ, приобретение которых за деньги по какой-либо причине затруднено. Примерами могут служить жилье, путевки в ведомственные санатории и т.д. В качестве предмета потребности рассматриваются важные материальные блага.
В материальном стимулировании главным смыслообразующим идеологическим принципом выступает идея справедливости. Она связана с тем, насколько трудовые ресурсы работников обеспечиваются психологически за счет материального вознаграждения. Иными словами, насколько материальное вознаграждение формирует предпосылки, необходимые для психологической настроенности на рабочие процессы.
Применяются разные модели компенсации трудовых усилий и разные способы оплаты труда:
- по прецеденту. В основе договоренности между сотрудником и работодателем лежат прецеденты оплаты в других фирмах такой же должности,
- по объему работы. Для получения высокой оплаты труда работник должен отвечать повышенным требованиям к квалификации, брать на себя ответственность за материальные ценности компании или совмещать должности (исполнять двойной набор обязанностей). Это дает возможность кадровой службе найти компромисс с претендентами, завышающими желаемую зарплату и свои реальные способности,
- по коэффициенту полезности. Сотрудник, исполняющий должность, получает более высокие выплаты, когда достигает определенных успехов (например, заключает выгодные сделки, увеличивает объем продаж). При этом сумма базовой оплаты труда, разовых и компенсационных выплат достаточно высока, чтобы оцениваться им как справедливая,
- по «закрытости» информации. На выплату влияет то, к какой информации у сотрудника есть доступ (коммерческая тайна, государственная тайна). Если осведомленность представляет угрозу личной безопасности человека, он получает компенсацию за риск,
- по особому интересу. Более высокая зарплата может быть предложена, если сотрудника переманивают из конкурирующей фирмы (с коммерчески ценной информацией или готовой клиентской базой),
- по двойной квалификации.
Недостатки материального стимулирования труда
Система материального стимулирования имеет и ряд недостатков:
- материальное стимулирование эффективно в категориях низко- и среднеоплачиваемых сотрудников. Оно позволяет обеспечить им желательный уровень дохода, а любая возможность повышения поступлений (особенно не требующая значительных усилий) рассматривается ими как благо. Для высокооплачиваемых и уникальных специалистов эффективность этого стимула снижается,
- система материальной мотивации порождает в коллективе конфликты из-за дифференциации доходов. Достаточно сложно обеспечить реализацию принципа справедливости, еще сложнее – сформировать в коллективе восприятие вознаграждений как справедливых. Многие люди склонны переоценивать свой вклад и недооценивать участие других людей, поэтому руководителю необходимо быть готовым к недовольству со стороны подчиненных. При этом чем более прозрачна система премирования и штрафов, тем меньше сложностей возникает.