Стратегическое управление и его характеристики
Стратегическое управление – это комплекс управленческих решений и действий, направленных на достижение долгосрочных целей.
Стратегическое управление – это особый процесс, который опирается на человеческий потенциал организации. Стратегическое управление ориентирует производство, параллельно оценивая запросы потребителей. При этом управление способно реагировать на трансформации внутри рынка и изменяться в соответствии с ними.
Стратегическое управление имеет собственный объект - это предприятия и организации, подразделения компаний, которые выполняют производственные действия ради получения прибыли и удовлетворения потребностей населения. Предмет стратегического управления всегда связан с целями компании. У каждого предприятия имеется своя особая миссия. Она определяет основные направления работы компании, позволяет компании специально готовить своих сотрудников, мотивировать их. Стратегическое управление подразумевает, что цели компании могут видоизменяться и трансформироваться в соответствии с новыми потребностями и иными нововведениями.
Стратегическое управление несет в себе ответы на несколько наиболее актуальных вопросов, а именно:
- Какое место предприятие занимает на рынке;
- Какого положения хочет добиться предприятия через некоторое время (его краткосрочные и долгосрочные перспективы);
- Какие меры требуется предпринять для того, чтобы компания добилась поставленных целей и соответствовала ожиданиям акционеров.
Для того, чтобы дать ответы на поставленные вопросы и решить имеющиеся задачи, специалисты пользуются информацией, в которое содержатся данные о производстве, а также анализ данных по годам. Определяются желаемые цели, оценивается прошлый опыт предприятия и его перспективы, а также меняется выбор в пользу более подходящих мер, которые делают ресурсы доступными. Управленческая система также может быть изменена, если та, которая используется сейчас, не приносит пользы и не помогает, а наоборот мешает добиваться целей.
Чтобы понять суть стратегического управления, следует обратиться к его основным функциям. Это:
- Выработка стратегии предприятия, которая сделает его конкурентоспособным;
- Организация и реализации стратегии, благодаря чему компания начнет полноценно функционировать и достигнет первых результатов;
- Координация реализации стратегии. Без контроля ни одна компания не справляется с процессами. Поэтому руководство и менеджеры делегируют друг другу обязанности и координируют деятельность предприятия, контролируя работу структурных подразделений и уровень квалификации сотрудников;
- Мотивация сотрудников на то, чтобы достичь максимального результата за короткие сроки и не навредить общему качеству работы;
- Контроль за реализацией стратегии.
Каждый из этих процессов связан со всеми остальными. Только в совокупности их исполнения можно достичь успехов в стратегическом управлении компанией. Координация, например, состоит в согласовании соответствующих стратегических решений на различных уровнях компании, а мотивации связана с системой определения стимулов. Когда персонал имеет достаточную мотивацию (не только материальную, но и моральную) для исполнения своих обязанностей, то он стремится к тому, чтобы сделать свою работу максимально хорошо и грамотно. А со стороны руководства должны поступать четкие указания по тому, как необходимо действовать, какие виды работы должны быть наиболее значимыми, а какие можно осуществить в дальнейшем. Координация должна быть в рамках обязанностей руководителей и менеджеров, поскольку они владеют достаточным инструментарием для исполнения своих обязанностей.
Координация сопряжена с контролем. Под контролем принято понимать процесс непрерывного наблюдения за тем, как реализуется стратегия, какими механизмами работы пользуются специалисты для того, чтобы достичь поставленных целей и реализовать наиболее актуальные задачи. Контроль определяет опасности, выявляет отклонения от норм, позволяет реагировать на ошибки. Контроль также находится в руках руководства или лиц, которым были делегированы эти обязанности. Не всегда контроль предполагает бездействие. Человек, который занимается им, должен уметь оперативно реагировать на выявленные обстоятельства и иметь опыт в решении всех возникающих проблем и противоречий. Только таким образом можно добиться максимального успеха в управлении.
Проблемы стратегического управления
Несмотря на то, что стратегическое управление имеет объективные преимущества, оно все же имеет и явные недостатки. По причине того, что многими эти недостатки просто игнорируются, в процессе управления выявляются очевидные сложности. Оно не может дать точной и детальной картины будущего состояния компании, поскольку управление обычно основывается на потенциальных способах осуществления целей – также желаемых и также проектируемых компанией. Соответственно, ожидания и планы не всегда совпадают с реальностью, из-за чего многим компаниям достаточно сложно оперативно перестраиваться.
Исследователи рекомендуют не сводить стратегическое управление к однообразным и универсальным схемам и процессам. Оно не имеет теории и во многом основывается только на практических знаниях и опыте. Когда руководитель использует различные направления стратегического управления, то на практике он может видеть, какие из них действительно работают, а какие следует адаптировать или вообще убрать.
Но проблема как раз состоит в том, что у менеджеров недостаточно опыта и знаний касательно того, как именно адаптировать эти методы и процессы. Отсюда вытекают и наиболее распространенные ошибки стратегического управления. Другие ошибки стратегического управления связаны с другим направлением менеджмента - стратегическим предвидением. Прогнозирование не дает основательной картины того, как будет развиваться предприятие в дальнейшем, из-за чего многие сложности в его работе кажутся неожиданными и катастрофическими.