Принципы теории менеджмента Фредерика Уинслоу Тейлора
Принципы теории менеджмента – это устойчивые требования и общие закономерности, соблюдение которых должно обеспечить эффективное развитие объекта управления.
Основатель менеджмента как науки Ф.У. Тейлор в своих изысканиях исходил из того, что эффективная организация системы работы требует создания системы управления, обеспечивающей максимальный рост производительности и при этом порождающей наименьшие затраты. Ф.У. Тейлор сформулировал ряд принципов управления, которые обеспечивают достижение указанной цели:
- принцип соответствия работника занимаемой должности. Работник, хорошо справляющийся с функциями одной должности, может оказаться бесполезен на другой должности (в силу нехватки знаний, умений, личностных особенностей). Для реализации этого принципа Ф.У. Тейлор предлагал внедрять систему научного подбора кадров, дополняемую системой обучения профессии,
- принцип научного подхода. Каждый элемент работы должен выполняться не «как получится», а на основе научной разработки. Ф.У. Тейлор предлагал отказаться от эмпирического поиска способов и методов выполнения работы каждым отдельным рабочим. Он проводил хронометрирование операций с разбиением их на простейшие элементы, изучал наиболее эффективные практики и предлагал оформить их в виде инструкций, обязательных для исполнения всеми рабочими. Такая стандартизация, унификация и алгоритмизация вызвала бурную критику его учения – возмущение вызывало обесценивание личного мастерства. Тем не менее, именно развитие этой системы заложило фундамент конвейерному производству, которое оказало существенное влияние на развитие американской промышленности,
- принцип кооперации рабочих и менеджеров. Невозможно разделить саму работу и управление. Если действия менеджеров будут встречать сопротивление со стороны рабочих, они будут неэффективными,
- принцип разделения ответственности. При этом на отдельного рабочего должна возлагаться ответственность только за его личные действия, а на руководителя – за всю выполненную его подчиненными работу.
Впоследствии принципы теории менеджмента получили развитие, в более поздних трудах выделялось большее количество принципов.
Принципы теории менеджмента Гаррингтона Эмерсона
Гаррингтон Эмерсон выделял 12 принципов теории менеджмента:
- Четкое обозначение идеалов и постановка целей. Без конкретного целеполагания невозможно определять пути и методы, поскольку непонятно, ведут ли они к желаемому результату.
- Здравый смысл. Любое начинание может быть доведено до абсурда, до обратного эффекта, если не применять принцип здравомыслия.
- Компетентная консультация. Для совершенствования системы управления важно привлекать компетентных специалистов в различных областях, получать от них рекомендации и советы.
- Дисциплина. Обязательными предпосылками дисциплины является четкое распределение зон ответственности, обязанностей. Каждый сотрудник должен понимать, за что он отвечает, кто его может наказать и поощрить в каком случае.
- Справедливое отношение к работникам. Хорошая работа должна вознаграждаться, а плохая – наказываться. Оценка должна быть максимально объективной, не зависящей от личных отношений.
- Обратная связь. Это единственный способ надежно и оперативно учитывать реакцию на предпринятые действия, внедренные механизмы. Если в системе обратной связи возникают нарушения (мнение подчиненных не учитывается), система управления перестает работать.
- Планирование работ как основа соблюдения строгого порядка.
- Использование расписаний и норм. Чтобы получить высокие результаты, усилия нужно не увеличивать, а сокращать. Это становится возможным благодаря учету и использованию резервов производительности, уменьшению неоправданных трудозатрат, снижению потерь материалов, времени, энергии. Производительность – относительный показатель, результат должен оцениваться в сопоставлении с затратами на его достижение.
- Нормализация условий. Не люди должны подстраиваться под некомфортные условия, а условия отвечать человеческим потребностям, давать возможность производить больше и качественнее.
- Нормирование операций. При этом задания должны быть посильны для рабочего. Если слишком завысить требования, человек смирится с невозможностью достичь показатели и даже не будет стремиться к их выполнению.
- Точность и наглядность инструкций. Рабочие должны получать понятные инструкции – достаточно подробные и логичные, оформленные в виде схем действий, позволяющие освободить от запоминания рутинных данных.
- Вознаграждение за производительность. Система оплаты труда должна включать учет как затрачиваемого времени, так и умений, навыков, мастерства каждого работника, если они проявляются в качестве работы.
Принципы теории менеджмента Уильяма Эдвардса Деминга
Уильям Эдвардс Деминг сформулировал 14 принципов теории менеджмента:
- Постоянное улучшение качества продукции и услуг как главная цель управления.
- Принятие новой философии, изменение стиля управления. Необходимо осознать невозможность оставить все как есть.
- Прекращение зависимости от инспекций.
- Прекращение заключения контрактов по принципу самой низкой цены (без учета других факторов). Постоянная работа с одним поставщиком и совместное снижение издержек намного эффективнее частой смены партнеров.
- Постоянное улучшение системы.
- Обучение без отрыва от рабочего места.
- Учреждение института руководства.
- Искоренение страхов. Работники должны быть позитивно настроены к трансформациям.
- Устранение барьеров между группами персонала и отделами.
- Исключение пустых лозунгов.
- Исключение цифровых квот в системе управления работами.
- Предоставление возможности для гордости от принадлежности к организации.
- Поощрение самосовершенствования и дополнительного образования.
- Вовлечение каждого сотрудника в преобразования компании.