Базовые принципы этики менеджмента
Принципы этики менеджмента – это совокупность нравственных требований, выработанных сознанием общества в целом и отдельного человека, в частности, применительно к аспектам управления.
Этические принципы менеджмента служат ориентиром, как должен вести себя человек, принимающий участие в деловых отношениях.
Современная этика менеджмента базируется на трех ключевых положениях, которые исследователи признают наиболее значимыми:
- Создание материальных ценностей представляет собой важный для развития общества процесс. Причем на эволюцию влияет как сам процесс производства (в котором задействуются люди и ресурсы), так и продукт, который сам по себе влияет на тех, кто им пользуется или иным образом с ним взаимодействует (например, желает приобрести, что мотивирует на совершение неких поступков).
- Все доходы производства (включая прибыль) являются результатом достижения определенных общественно значимых целей. Если общество не заинтересовано в том или ином производстве, то его продукт никто не приобретает, соответственно, оно не получает доходов. Аналогично обстоит ситуация с дотациями и инвестициями (в том числе в случае действия нерыночных механизмов). Иными словами, если деньги поступают на производство, значит, оно кому-то нужно.
- Когда между людьми в сфере бизнеса возникают проблемы, их решение должно в первую очередь исходить из межличностных отношений, а уже потом – из вопросов производства.
Американский социолог Л.Хосмер сформулировал десять принципов делового поведения:
- Не следует делать то, что не входит в интересы вашей компании или вас лично в долгосрочной перспективе.
- Ни в коем случае нельзя делать то, о чем впоследствии нельзя будет говорить.
- Не надо делать то, что не способствует развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
- Нельзя нарушать закон, который выступает базисом общественных моральных норм в современных условиях.
- Нельзя делать то, что вредит обществу, в котором живет принимающий решения менеджер.
- Не стоит делать то, что не посоветовал бы сделать другим.
- Нельзя ограничивать права и свободы других людей своими действиями.
- Нельзя совершать действия, вредящие слабым.
- Не следует предпринимать действия, препятствующие самореализации и саморазвитию других людей.
- Ориентиром должно служить увеличение прибыли предприятия, но при этом нельзя выходить за рамки закона.
В той или иной степени все перечисленные принципы работают в культуре делового общения всех стран. Перед мировым сообществом стоит задача приблизиться к идеальным взаимоотношениям (в том числе деловым), базирующимся на торжестве морально-этических принципов.
Этические принципы в деятельности менеджера
В своей деятельности каждый менеджер должен опираться на ряд этических принципов:
- Золотой стандарт этических принципов менеджмента: «Не допускать по отношению к подчиненным, руководителям, партнерам и клиентами в рамках служебного положения такого отношения, какое не хотелось бы получить в свой адрес». Это согласуется с общечеловеческим принципом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
- Справедливость в вопросах приобретения и владения полномочиями, права распоряжаться ресурсами, ответственности, определения задач и сроков их решения. Действует в той мере и до тех границ, где эти права и полномочия не выходят за пределы организации и не задевают права и полномочия других руководителей.
- Справедливость при передаче привилегий, льгот, прав и полномочий, а также ресурсов и средств. Менеджер не должен нарушать требования закона и этики, пользуясь своим служебным положением.
- Исправление. Если была допущена этическая ошибка, ничего не должно препятствовать ее исправлению.
- Максимизация прогресса. Этичные действия отдельного менеджера или корпорации в целом должны способствовать этическому развитию компании или ее подразделений.
- Терпимость и толерантность. Менеджеры должны спокойно относиться к моральным основам менеджмента в других регионах и странах.
- Разумный баланс между коллективным и индивидуальным началом в принятии решений, в работе менеджера.
- Следование своим убеждениям. Не нужно отказываться от личной позиции в угоду вышестоящему руководству, не поддаваться его давлению. Если менеджер обладает такой чертой личности, как конформизм, он может слепо подчиняться чужим указанием и вследствие этого совершать неэтичные поступки. Однако менеджер должен быть способен слышать чужие аргументы и доводы, быть способен признать свою ошибку.
- Отказ от психологического давления на коллектив или отдельных подчиненных. Приказная, грубая манера общения с коллегами недопустима и неэтична.
- Систематический подход при создании этической атмосферы. Нельзя один день строить этичные отношения, на следующий нарушать принципы этики, а потом опять возвращаться к построению этичной атмосферы.
- Учет силы противодействия на любое планируемое действие. Менеджер должен прогнозировать реакцию и предотвращать возникновение на этой почве конфликтов.
- Авансирование доверием. Речь идет о доверии к квалификации, умениям, ответственности всех членов коллектива. Только такой подход обеспечит благоприятные для решения задач условия.
- Разрешение противоречий путем построения цепочек логических доказательств, взаимных убеждений. Хотя в некотором смысле конфликты играют положительную роль, сигнализируя о несоответствии в распределении обязанностей или стиле руководства, они не являются оптимальным путем преодоления возникающих проблем.
- Свобода служебного поведения, действий и поступков в рамках закона и соблюдения свободы других сотрудников.
- Избегание критики конкурентов. В соответствии с этическими нормами, недопустимо негативно отзываться о продукции (товарах, услугах) конкурентов – даже если они объективно имеют недостатки (и тем более недопустимы ложные обвинения). Однако никто не запрещает подчеркивать положительные стороны своего товара, его конкурентные преимущества.