Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы этики менеджмента

Базовые принципы этики менеджмента

Определение 1

Принципы этики менеджмента – это совокупность нравственных требований, выработанных сознанием общества в целом и отдельного человека, в частности, применительно к аспектам управления.

Этические принципы менеджмента служат ориентиром, как должен вести себя человек, принимающий участие в деловых отношениях.

Современная этика менеджмента базируется на трех ключевых положениях, которые исследователи признают наиболее значимыми:

  1. Создание материальных ценностей представляет собой важный для развития общества процесс. Причем на эволюцию влияет как сам процесс производства (в котором задействуются люди и ресурсы), так и продукт, который сам по себе влияет на тех, кто им пользуется или иным образом с ним взаимодействует (например, желает приобрести, что мотивирует на совершение неких поступков).
  2. Все доходы производства (включая прибыль) являются результатом достижения определенных общественно значимых целей. Если общество не заинтересовано в том или ином производстве, то его продукт никто не приобретает, соответственно, оно не получает доходов. Аналогично обстоит ситуация с дотациями и инвестициями (в том числе в случае действия нерыночных механизмов). Иными словами, если деньги поступают на производство, значит, оно кому-то нужно.
  3. Когда между людьми в сфере бизнеса возникают проблемы, их решение должно в первую очередь исходить из межличностных отношений, а уже потом – из вопросов производства.

Американский социолог Л.Хосмер сформулировал десять принципов делового поведения:

  • Не следует делать то, что не входит в интересы вашей компании или вас лично в долгосрочной перспективе.
  • Ни в коем случае нельзя делать то, о чем впоследствии нельзя будет говорить.
  • Не надо делать то, что не способствует развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
  • Нельзя нарушать закон, который выступает базисом общественных моральных норм в современных условиях.
  • Нельзя делать то, что вредит обществу, в котором живет принимающий решения менеджер.
  • Не стоит делать то, что не посоветовал бы сделать другим.
  • Нельзя ограничивать права и свободы других людей своими действиями.
  • Нельзя совершать действия, вредящие слабым.
  • Не следует предпринимать действия, препятствующие самореализации и саморазвитию других людей.
  • Ориентиром должно служить увеличение прибыли предприятия, но при этом нельзя выходить за рамки закона.

В той или иной степени все перечисленные принципы работают в культуре делового общения всех стран. Перед мировым сообществом стоит задача приблизиться к идеальным взаимоотношениям (в том числе деловым), базирующимся на торжестве морально-этических принципов.

«Принципы этики менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этические принципы в деятельности менеджера

В своей деятельности каждый менеджер должен опираться на ряд этических принципов:

  • Золотой стандарт этических принципов менеджмента: «Не допускать по отношению к подчиненным, руководителям, партнерам и клиентами в рамках служебного положения такого отношения, какое не хотелось бы получить в свой адрес». Это согласуется с общечеловеческим принципом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
  • Справедливость в вопросах приобретения и владения полномочиями, права распоряжаться ресурсами, ответственности, определения задач и сроков их решения. Действует в той мере и до тех границ, где эти права и полномочия не выходят за пределы организации и не задевают права и полномочия других руководителей.
  • Справедливость при передаче привилегий, льгот, прав и полномочий, а также ресурсов и средств. Менеджер не должен нарушать требования закона и этики, пользуясь своим служебным положением.
  • Исправление. Если была допущена этическая ошибка, ничего не должно препятствовать ее исправлению.
  • Максимизация прогресса. Этичные действия отдельного менеджера или корпорации в целом должны способствовать этическому развитию компании или ее подразделений.
  • Терпимость и толерантность. Менеджеры должны спокойно относиться к моральным основам менеджмента в других регионах и странах.
  • Разумный баланс между коллективным и индивидуальным началом в принятии решений, в работе менеджера.
  • Следование своим убеждениям. Не нужно отказываться от личной позиции в угоду вышестоящему руководству, не поддаваться его давлению. Если менеджер обладает такой чертой личности, как конформизм, он может слепо подчиняться чужим указанием и вследствие этого совершать неэтичные поступки. Однако менеджер должен быть способен слышать чужие аргументы и доводы, быть способен признать свою ошибку.
  • Отказ от психологического давления на коллектив или отдельных подчиненных. Приказная, грубая манера общения с коллегами недопустима и неэтична.
  • Систематический подход при создании этической атмосферы. Нельзя один день строить этичные отношения, на следующий нарушать принципы этики, а потом опять возвращаться к построению этичной атмосферы.
  • Учет силы противодействия на любое планируемое действие. Менеджер должен прогнозировать реакцию и предотвращать возникновение на этой почве конфликтов.
  • Авансирование доверием. Речь идет о доверии к квалификации, умениям, ответственности всех членов коллектива. Только такой подход обеспечит благоприятные для решения задач условия.
  • Разрешение противоречий путем построения цепочек логических доказательств, взаимных убеждений. Хотя в некотором смысле конфликты играют положительную роль, сигнализируя о несоответствии в распределении обязанностей или стиле руководства, они не являются оптимальным путем преодоления возникающих проблем.
  • Свобода служебного поведения, действий и поступков в рамках закона и соблюдения свободы других сотрудников.
  • Избегание критики конкурентов. В соответствии с этическими нормами, недопустимо негативно отзываться о продукции (товарах, услугах) конкурентов – даже если они объективно имеют недостатки (и тем более недопустимы ложные обвинения). Однако никто не запрещает подчеркивать положительные стороны своего товара, его конкурентные преимущества.
Дата написания статьи: 31.10.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot