Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы этики менеджмента

Базовые принципы этики менеджмента

Определение 1

Принципы этики менеджмента – это совокупность нравственных требований, выработанных сознанием общества в целом и отдельного человека, в частности, применительно к аспектам управления.

Этические принципы менеджмента служат ориентиром, как должен вести себя человек, принимающий участие в деловых отношениях.

Современная этика менеджмента базируется на трех ключевых положениях, которые исследователи признают наиболее значимыми:

  1. Создание материальных ценностей представляет собой важный для развития общества процесс. Причем на эволюцию влияет как сам процесс производства (в котором задействуются люди и ресурсы), так и продукт, который сам по себе влияет на тех, кто им пользуется или иным образом с ним взаимодействует (например, желает приобрести, что мотивирует на совершение неких поступков).
  2. Все доходы производства (включая прибыль) являются результатом достижения определенных общественно значимых целей. Если общество не заинтересовано в том или ином производстве, то его продукт никто не приобретает, соответственно, оно не получает доходов. Аналогично обстоит ситуация с дотациями и инвестициями (в том числе в случае действия нерыночных механизмов). Иными словами, если деньги поступают на производство, значит, оно кому-то нужно.
  3. Когда между людьми в сфере бизнеса возникают проблемы, их решение должно в первую очередь исходить из межличностных отношений, а уже потом – из вопросов производства.

Американский социолог Л.Хосмер сформулировал десять принципов делового поведения:

  • Не следует делать то, что не входит в интересы вашей компании или вас лично в долгосрочной перспективе.
  • Ни в коем случае нельзя делать то, о чем впоследствии нельзя будет говорить.
  • Не надо делать то, что не способствует развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
  • Нельзя нарушать закон, который выступает базисом общественных моральных норм в современных условиях.
  • Нельзя делать то, что вредит обществу, в котором живет принимающий решения менеджер.
  • Не стоит делать то, что не посоветовал бы сделать другим.
  • Нельзя ограничивать права и свободы других людей своими действиями.
  • Нельзя совершать действия, вредящие слабым.
  • Не следует предпринимать действия, препятствующие самореализации и саморазвитию других людей.
  • Ориентиром должно служить увеличение прибыли предприятия, но при этом нельзя выходить за рамки закона.

В той или иной степени все перечисленные принципы работают в культуре делового общения всех стран. Перед мировым сообществом стоит задача приблизиться к идеальным взаимоотношениям (в том числе деловым), базирующимся на торжестве морально-этических принципов.

«Принципы этики менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этические принципы в деятельности менеджера

В своей деятельности каждый менеджер должен опираться на ряд этических принципов:

  • Золотой стандарт этических принципов менеджмента: «Не допускать по отношению к подчиненным, руководителям, партнерам и клиентами в рамках служебного положения такого отношения, какое не хотелось бы получить в свой адрес». Это согласуется с общечеловеческим принципом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
  • Справедливость в вопросах приобретения и владения полномочиями, права распоряжаться ресурсами, ответственности, определения задач и сроков их решения. Действует в той мере и до тех границ, где эти права и полномочия не выходят за пределы организации и не задевают права и полномочия других руководителей.
  • Справедливость при передаче привилегий, льгот, прав и полномочий, а также ресурсов и средств. Менеджер не должен нарушать требования закона и этики, пользуясь своим служебным положением.
  • Исправление. Если была допущена этическая ошибка, ничего не должно препятствовать ее исправлению.
  • Максимизация прогресса. Этичные действия отдельного менеджера или корпорации в целом должны способствовать этическому развитию компании или ее подразделений.
  • Терпимость и толерантность. Менеджеры должны спокойно относиться к моральным основам менеджмента в других регионах и странах.
  • Разумный баланс между коллективным и индивидуальным началом в принятии решений, в работе менеджера.
  • Следование своим убеждениям. Не нужно отказываться от личной позиции в угоду вышестоящему руководству, не поддаваться его давлению. Если менеджер обладает такой чертой личности, как конформизм, он может слепо подчиняться чужим указанием и вследствие этого совершать неэтичные поступки. Однако менеджер должен быть способен слышать чужие аргументы и доводы, быть способен признать свою ошибку.
  • Отказ от психологического давления на коллектив или отдельных подчиненных. Приказная, грубая манера общения с коллегами недопустима и неэтична.
  • Систематический подход при создании этической атмосферы. Нельзя один день строить этичные отношения, на следующий нарушать принципы этики, а потом опять возвращаться к построению этичной атмосферы.
  • Учет силы противодействия на любое планируемое действие. Менеджер должен прогнозировать реакцию и предотвращать возникновение на этой почве конфликтов.
  • Авансирование доверием. Речь идет о доверии к квалификации, умениям, ответственности всех членов коллектива. Только такой подход обеспечит благоприятные для решения задач условия.
  • Разрешение противоречий путем построения цепочек логических доказательств, взаимных убеждений. Хотя в некотором смысле конфликты играют положительную роль, сигнализируя о несоответствии в распределении обязанностей или стиле руководства, они не являются оптимальным путем преодоления возникающих проблем.
  • Свобода служебного поведения, действий и поступков в рамках закона и соблюдения свободы других сотрудников.
  • Избегание критики конкурентов. В соответствии с этическими нормами, недопустимо негативно отзываться о продукции (товарах, услугах) конкурентов – даже если они объективно имеют недостатки (и тем более недопустимы ложные обвинения). Однако никто не запрещает подчеркивать положительные стороны своего товара, его конкурентные преимущества.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.10.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot