Универсальные принципы деловых отношений
Принципы деловых отношений – это совокупность требований нравственного характера, которые сложились в общественном моральном сознании и определяют правила, по которым люди действуют в системе деловых отношений.
Ядром этики является мораль, т.е. система мотивов поведения и нравственных отношений. Этой системой определяется граница в отношениях и взаимодействии людей в обществе, поскольку моральные нормы устанавливаются самими людьми. Конкретика в содержании этих систем зависит от того, на каком историческом этапе находится общество. Иными словами, определяющими выступают категории добра и зла, принятые на данной эпохе. В результате анализа исторического развития учений об этике можно увидеть, что в разных исторических периодах в обществе господствовали разные представления о нравственности, мире и высших ценностях. В России радикальные изменения произошли в последние десятилетия – сейчас ценятся другие качества, нежели в советскую эпоху «застоя».
Этика делится на два направления:
- общечеловеческая,
- профессиональная. В составе профессиональной этики рассматриваются стандарты и нормы, типичные для определенной деятельности. Они образуют своеобразный кодекс поведения, одобряемый тип отношений для той или иной сферы деятельности.
Под этикой деловых отношений понимают профессиональную этику, которая регулирует отношения в бизнес-сфере.
Среди всеобщих этических принципов деловой этики можно выделить следующие, базирующиеся на аксиомах мировой философии и проверенные многолетней практикой:
- никогда не надо делать то, что не входит в долгосрочные интересы компании или самого субъекта. Этот принцип происходит от учения древнегреческого философа Протагора о сочетании личных интересов с интересами других людей, о различиях между краткосрочными и долгосрочными интересами,
- никогда не надо делать то, что нельзя с полной уверенностью назвать честным, открытым и истинным; о чем можно объявить с гордостью. Принцип происходит от взглядов Платона и Аристотеля об открытости, умеренности и личных добродетелях,
- никогда не надо делать то, что не является добром, не способствует формированию командных чувств, общности и наличия общей цели. Принцип исходит из положений и заповедей мировых религий, в частности, учения Святого Августина, которые призывают к осознанию взаимозависимости и взаимосвязи, к добру,
- никогда не надо делать то, что нарушает закон. Законы являются наборами минимальных моральных норм, действующих в обществе. Принцип базируется на учениях Локка и Гоббса о государстве как арбитре в конкуренции людей за блага,
- никогда не надо делать то, вред от чего превосходит благо для общества. Принцип соответствует этике утилитаризма – осознании практической пользы от нравственного поведения,
- никогда не надо делать то, что ущемляет чужие установленные права. Этот принцип проистекает из взглядов Джефферсона и Руссо на права личности,
- всегда надо стремиться к максимизации прибыли, не выходя за рамки закона, рыночных требований и с полным учетом производимых затрат, поскольку соблюдение этих условий гарантирует о максимальной эффективности производства. Принцип базируется на учении В. Парето касательно оптимальной сделки и экономической теории А. Смита,
- никогда не надо делать то, что принесет вред слабейшим членам общества. В основе этого положения лежит правило распределительной справедливости, сформулированное Ролсом,
- никогда не надо делать то, что препятствует правам других людей на самореализацию и саморазвитие. Этот принцип базируется на теории Нозика о том, что степень свободы личности должна расширяться для общественного развития.
Международные принципы бизнес-этики
В 1994 году в швейцарском городе Ко (Caux) была принята декларация «Принципы бизнеса», ставшая важным шагом на пути к повышению этичности корпоративного поведения. Инициаторами принятия этого документа стали руководители транснациональных и крупнейших национальных корпораций Западной Европы, США и Японии – поэтому можно говорить о попытке объединения восточной и западной культуры ведения бизнеса.
В преамбуле декларации сформулирован важнейший постулат: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса».
В самом тексте декларации провозглашаются следующие важнейшие принципы:
- Ответственность бизнеса: от акционеров – к владельцам доли в бизнесе. Бизнес ценен для общества, поскольку он обеспечивает рабочие места, а также производит товары и услуги, пользующиеся спросом. Чтобы сохранять эту ценность, бизнес должен поддерживать жизнеспособность и экономическое здоровье – но это средство, а не цель. Целью компаний должно стать содействие повышению жизненного уровня клиентов, персонала и акционеров.
- Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. Перед компаниями стоит задача содействия социальному и экономическому процессу как в странах, где они ведут деятельность, так и во всем мировом сообществе. Для этого бизнес должен стремиться к эффективному и бережливому использованию природных ресурсов, честной и свободной конкуренции, модернизации применяемых методов и технологий производства.
- Этика бизнеса: от буквы закона – к духу доверия. Коммерческие секреты – неотъемлемая часть бизнеса. Но если компания придерживается принципов искренности, правдивости, выполняет свои обещания и ведет себя открыто, это способствует повышению доверия, и, как следствие, повышению эффективности и смягчению условий по коммерческим сделкам, в том числе, заключаемым на международном уровне.
- Уважение правовых норм.
- Поддержка многосторонних торговых отношений.
- Бережное отношение к окружающей среде.
- Избегать противозаконных действий.