Навыки и знания, необходимые менеджеру
Менеджера часто называют человеком-оркестром. Помимо того, что он занимается общими вопросами управления персоналом, на нем лежит дополнительная ответственность за принятие управленческих решений. Как правило, на практике менеджеру приходится применять знания из различных отраслей, таких как:
- Лидерство;
- Межличностные отношения;
- Коммуникации;
- Планирование;
- Организация и управление;
- Администрирование;
- Управление ресурсами.
Матрица навыков менеджера отличается обширностью. Специалист должен иметь достаточный уровень мотивации для того, чтобы качественно и добросовестно справляться с поставленными задачами. Влияние с его стороны может играть очень важную роль, поскольку менеджер обязан заниматься управлением человеческими ресурсами. В связи с этим к нему должны прислушиваться его подчиненные и перенимать тот уровень владения информацией, которого он уже смог достичь. Управление изменениями также является профессиональным навыком менеджера, поскольку ни одна из сфер человеческой жизни не стоит на месте. Всевозможные новшества сначала осмысливаются менеджерами, а те уже в свою очередь доводят до остальных сотрудников информацию о конкретных изменениях, которые должны быть учтены ими в процессе исполнения своих обязанностей.
Профессиональные умения и навыки менеджера традиционно делят на несколько обширных подгрупп. Первая из них – лидерство. Оно включает в себя умение делегировать часть полномочий окружающим, наличие системного мышления, умение управлять всем многообразием видов деятельности и ресурсов, стрессом, проектными видами работ. Менеджер может работать в режиме многозадачности, и ему необходимо уметь одновременно тщательно контролировать различные виды работ. Иногда задач становится так много, что формируется стрессовая ситуация. Поэтому управление стрессом выделяют как один из знаковых показателей лидерства.
Вторая группа – коммуникации. Менеджер должен уметь выстраивать отношения на практике, находить подход к каждому сотруднику, слушать и слышать требования подчиненных и их предложения по изменению некоторых видов работ. Также ко второй группе относятся навыки ведения переговоров, тимбилдинга, управления конфликтными ситуациями и рисками, умение выстраивать внутри коллектива благоприятную обстановку и микроклимат, чтобы у сотрудников не было поводов отвлекаться от работы.
Третья группа - управление производительностью. Менеджер может перекладывать часть полномочий с одного сотрудника на другого если видит, что таким образом работа будет завершена быстрее и качественнее. Вербальная коммуникация сочетается с навыками письменного общения. Это и обеспечение обратной связи, и составление отчетов о проделанной работе. А еще специалист должен понимать, как презентовать свои результаты и самого себя. Часто менеджеры становятся настоящим лицом компании, и их работа во много определяет успешность работы предприятия в целом. С менеджерами взаимодействуют чаще, чем с непосредственными руководителями, а уже сам специалист доводит до руководства сведения о том, как продвигаются делать в рамках компании, какие изменения уже произошли, а какие только планируются.
Особенности обучения менеджменту
Управление – это такая же профессия, как и все остальные. Соответственно, прежде чем стать опытным управленцем, необходимо усвоить очень большой объем знаний и навыков. Как уже было сказано ранее, менеджеры исполняют массу ролей, их деятельность настолько обширна и разнообразна, что иногда кажется: охватить такой объем информации просто невозможно. Но одна из фишек состоит в том, что управленческие навыки приходят как раз с опытом. Начиная с самых элементарных видов работ, менеджер со временем растет и становится вполне самостоятельным и самодостаточным специалистом, который работает наравне с руководителями крупных корпораций.
Особенности обучения обусловлены преимущественно особенностями самой учебной дисциплины. Во-первых, менеджмент — это управление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Во-вторых, это практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, сколько действия и умения человека. То есть недостаточно объяснять происходящие явления, а необходимо уметь использовать существующие теории на практике. В-третьих, менеджмент — это междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики, социологии, психологии, антропологии, до исследования операций, теории систем и математики. В четвертых — истинность теорий и концепций менеджмента подтверждается успешным опытом деятельности организаций, то есть их практической значимостью.
Обучаясь профессии «менеджер», человек должен быть готов к тому, что ему придется принимать на себя ответственность за работу других людей. Поэтому у него изначально есть конкретный набор полномочий. Оплата труда менеджера осуществляется не на основании того, что специалист интересно размышляет и предлагает разные идеи.
Труд менеджера оплачивается по факту: он должен уметь добиваться результатов от людей, которые находятся в его подчинении. При этом методы, которыми он пользуется, должны быть абсолютно легитимными и мотивирующими. Чаще всего менеджеры используют инструменты материальной и нематериальной мотивации сотрудников. Таким образом, работу самого менеджера оценивают по результатам организации в целом.
Таким образом, сегодня профессия менеджера становится одной из самых востребованных и популярных. Будучи управленцем, человек может рассчитывать на то, что будут усиливаться его собственные позиции относительно личностного роста и самореализации. Но чтобы стать хорошим менеджером, необходимо много учиться и демонстрировать свои навыки и умения непосредственно на практике.