Рейтинговая система
Построение рейтинговой системы на основе интегрального критерия эффективности – это список определенных объектов, которые построены по убыванию качества объектов.
Термин «рейтинг» используется практически во всех сферах. В западной экономической литературе к рейтингу относят список объектов, которые проранжированы по определенному критерию. Рейтинг классифицируют аналогично по:
- количеству факторов,
- источнику информации
- частоте составления
В качестве объекта оценки можно выбрать любой объект, который относится к хозяйственному, промышленному или иному назначению. Объект выбирается специалистом самостоятельно
Цели рейтинговой системы
При построении рейтинговой системы специалисты руководствуются целями, которые определяют в начале этапа формирования рейтига. Например, при формировании банковского рейтинга определяется надежность банков, это является основной целью. Однако, целей может быть много. При построении рейтинга вузов цель: выбор вуза у учащихся, качество образования и т.д.
После того, как цели установлены, необходимо сформировать «Дерево целей», которые формируют критериальное пространство. Дерево критериев отражает структуру иерархической подчиненности каждой цели. После построения целей специалист подбирает набор показателей, которые должны обладать свойствами полноты, функциональности, неизбыточности, декомпозируемости и доступностью.
Под свойством декомпозируемости понимают упрощения процесса оценки. Показатели должны быть функциональными, как с технической, так и с операционной точки зрения, и доступными. Специалисту необходимо обратить внимание на избыточность. Критерии не должны быть избыточными, так как может произойти дублирование.
При составлении рейтинговой системы самым важным критерием является информация. Сбор информации может происходить любым способом, самый оптимальный и популярный способ – это полевые опросы.
Использование информации при построении рейтинга
Перед сбором информации определяется аудитория. К аудитории также выдвигают свои критерии:
- достаточная квалификация аудируемых,
- беспристрастность.
При сборе информации возникает ряд сложностей. Так, например, при составлении рейтинга вуза, аудиторией для опроса являются студенты и выпускники. Такой выбор аудитории не совсем корректен по следующим причинам: студенты и бывшие выпускники не являются беспристрастной публикой, не каждый может признаться в том, что его выбор был ошибочен. Студенты не могут провести сравнительную характеристику, так как очень редко учатся в нескольких вузах. Исходными данными должны послужить независимые источники, например статистические данные.
Основной проблемой, с которой сталкиваются специалисты при составлении рейтинговой системы – это неполнота информации. Например, не стоит брать в рассмотрение источник СМИ, так как велика вероятность оценить не полученную информацию, а работу их PR-отделов. Но даже, если без использования такого источника не обойтись, необходимо выбирать наиболее достоверные источники и сравнивать публикуемую информацию.
После сбора информации необходимо составить коэффициенты важности критериев. Вычисление коэффициентов происходит на основе метода парных сравнений, после этого данные обрабатывают. В результате строится матрица парных сравнений. Матрице должны быть справедливы следующие утверждения:
- Элементы матрицы являются положительными значениями.
- Матрица должна быть обратно симметрична.
Все вычисления для упрощения процесса специалисты проводят в табличном процессоре MS Excel.
Самым надежным критерием построения рейтинговой системы является интегрированный критерий эффективности. Он представляет собой функционал, который связывает группу локальных критериев выбора. При использовании указанного критерия задействуют методы аддитивной и мультипликативной свертки критериев.
Под аддитивной сверткой критериев понимают построение интегрального критерия эффективности, который представляет собой взвешенную сумму локальных критериев.
Под мультипликативной сверткой критериев понимают обобщенную свертку в виде взвешенного произведения всех критериев.
При помощи описанного механизма можно построить оптимальную рейтинговую систему на основе интегрального критерия эффективности. Однако стоит заметить, что рейтинговая система может быть выгодна ее создателям. Так достаточно много компаний составляют рейтинг для своей PR-компании. Раздувая тем самым мыльный пузырь. Поэтому при составлении или анализе рейтинговой системы необходимо хорошо понимать итоговую цель.
Основой рейтинговой системы является итоговая собранная информация, которая при помощи ранжирования аддитивными и мультипликативными свертками анализируется. Анализ полученных результатов представляет собой описанные итоги и оценку близости полученных ранжирований.
При осуществлении проверки на согласованность специалисты используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Приделы ранговой корреляции Спирмена исчисляются от 1 до +1. Так, если при интерпретации результата при помощи этой системы, значение близко к 1, это говорит о сильной корреляции, другими словами признаки сильно зависят от отклонений. На основании этого можно сделать вывод, что построенные ранжирования имеют значительное сходство. Вычисленное значение коэффициента корреляции является случайным числом, поэтому его обязательно необходимо проверять на значимость. Достаточно часто уровень значимости равен значению 0,05.
Построение рейтинга интересно в-первую очередь крупным компаниям, так как высокий рейтинг это их репутация. Достаточно часто рейтинг используют в корыстных целях для продвижения своего бизнеса на мировом рынке. Такие компании называют «Мыльными пузырями». Акции этих компаний быстро растут и такими же темпами обесцениваются. При оценке рейтинга необходимо не только уметь его составлять, но анализировать критерии.