Сущность построения организационной структуры управления
Построение организационной структуры управления предприятием – это процесс определения упорядоченной совокупности звеньев управления предприятием (служб, подразделений и должностей), имеющих необходимую материально-техническую базу, реализующих специфические функции административного характера и находящихся в соподчиненности и определенной взаимосвязи.
Управленческая организационная структура – это неотъемлемая часть организации, одна из важнейших категорий менеджмента.
Появление первых организационных структур произошло в армии несколько тысячелетий назад. В церкви организационная модель управления присутствовала с момента ее образования. Само слово «иерархия» как управленческий термин пришло из церковного лексикона. Так, например, православная церковная иерархия предполагает выделение трех уровней:
- епископство,
- священство,
- диаконство.
Организационная структура управления – это одна из ключевых внутренних переменных, оказывающих влияние на адаптацию организации к проявлениям внешней среды, а соответственно и на уровень ее выживаемости. Поэтому столь важно оптимизировать структуру управления по отношению как к самой организации, так и к окружающей ее среде. Во внимание должно приниматься не только текущее состояние, но и тенденции трансформации внешней и внутренней среды.
Организационная структура управления организацией должна обеспечивать реализацию организационной стратегии, достижение поставленных перед компанией целей и решение соответствующих задач.
Разные авторы предлагают различные определения управленческой структуры. Можно выделить определяющие характеристики:
- структура представляет собой совокупность подразделений, находящихся во взаимосвязи, или функциональных областей и уровней управления,
- структура должна быть ориентирована на стоящие перед организацией цели, способствовать их эффективному достижению,
- структура является составляющим элементом организационной системы,
- в основе структуры лежат цели организации,
- между структурой и ценностями организации должно достигаться соответствие,
- структура должна отвечать организационной стратегии,
- функции первичны по отношению к структуре,
- процесс управления реализуется в рамках структуры,
- в структуре можно выделить звенья (уровни) управления, вертикальные и горизонтальные, функциональные и линейные связи,
- структура характеризуется специализацией, разделением и кооперацией труда, децентрализацией, централизацией и делегированием полномочий как основой осуществления управления, координацией деятельности и соблюдением норм управляемости.
Таким образом, организационная структура управления является достаточно емким и неоднозначным понятием. С одной стороны, она отражает управленческий субъект, с другой – обеспечивает взаимодействие между субъектом и объектом управления.
Элементы организационной структуры управления
В составе организационной структуры управления выделяют структуру аппарата управления организации и его производственную структуру (иными словами – структуру субъекта и объекта управления).
Под производственной структурой организации понимают совокупность основных, обслуживающих и вспомогательных подразделений, которые обеспечивают переработку входов системы в ее выходы (готовую продукцию, имеющую заданные при планировании параметры).
Элементами организационной структуры управления являются:
- обладающие самостоятельностью структурные подразделения. Это административно обособленные части предприятия, выполняющие одну или несколько общих управленческих функций (например, цеха, производственные подразделения и т.д.),
- звенья управления – это одно или несколько подразделений, не обязательно административно обособленные, но реализующие определенные управленческие функции (такими звеньями могут быть отделы, бюро и т.д.),
- управленческие ячейки – отдельные работники управления или самостоятельные структурные подразделения, выполняющие специальные управленческие функции.
Между всеми звеньями управленческой структуры действуют коммуникационные каналы. Таким образом, основой организационной структуры управления выступают информационные потоки и функции. Между звеньями управления есть различия по размеру и структуре, объему полномочий, масштабам и трудоемкости решаемых задач, потребностях в информации.
Уровнем управления называют совокупность звеньев, которые занимают в управленческой иерархии определенную ступень.
Связи между элементами в структуре управления:
- горизонтальные (кооперационные или межфункциональные) – как правило, одноуровневые, носящие характер согласования,
- вертикальные – связи подчинения, возникающие при наличии нескольких управленческих уровней. Подразделяются на линейные и функциональные.
Основные функции структуры управления:
- эффективное достижение целей (ориентация на то, что производит предприятие),
- минимизация (или хотя бы регулирование) влияния индивидуального поведения. Перед структурой стоит задача обеспечения согласованности входящих в организацию людей с ее требованиями,
- осуществление функций власти, принятие управленческих решений и реализация организационных действий.
Организационные структуры характеризуются следующими типовыми признаками:
- комплексность, выражающаяся через разделение труда, совокупность иерархических уровней и подразделений, должностные инструкции. Элементами комплексности выступают горизонтальная и вертикальная (иерархическая) дифференциация. Горизонтальная дифференциация определяется степенью разделения труда между единицами управления, а вертикальная – глубиной иерархии,
- формализация, выражающаяся в существовании правил и процедур, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия внутри организации и преодоление последствий чрезвычайных ситуаций,
- соотношение между централизацией и децентрализацией.