Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Построение организационной структуры управления предприятием из заданных элементов (структурных подразделений)

Сущность построения организационной структуры управления

Определение 1

Построение организационной структуры управления предприятием – это процесс определения упорядоченной совокупности звеньев управления предприятием (служб, подразделений и должностей), имеющих необходимую материально-техническую базу, реализующих специфические функции административного характера и находящихся в соподчиненности и определенной взаимосвязи.

Управленческая организационная структура – это неотъемлемая часть организации, одна из важнейших категорий менеджмента.

Появление первых организационных структур произошло в армии несколько тысячелетий назад. В церкви организационная модель управления присутствовала с момента ее образования. Само слово «иерархия» как управленческий термин пришло из церковного лексикона. Так, например, православная церковная иерархия предполагает выделение трех уровней:

  • епископство,
  • священство,
  • диаконство.

Организационная структура управления – это одна из ключевых внутренних переменных, оказывающих влияние на адаптацию организации к проявлениям внешней среды, а соответственно и на уровень ее выживаемости. Поэтому столь важно оптимизировать структуру управления по отношению как к самой организации, так и к окружающей ее среде. Во внимание должно приниматься не только текущее состояние, но и тенденции трансформации внешней и внутренней среды.

Организационная структура управления организацией должна обеспечивать реализацию организационной стратегии, достижение поставленных перед компанией целей и решение соответствующих задач.

Разные авторы предлагают различные определения управленческой структуры. Можно выделить определяющие характеристики:

  • структура представляет собой совокупность подразделений, находящихся во взаимосвязи, или функциональных областей и уровней управления,
  • структура должна быть ориентирована на стоящие перед организацией цели, способствовать их эффективному достижению,
  • структура является составляющим элементом организационной системы,
  • в основе структуры лежат цели организации,
  • между структурой и ценностями организации должно достигаться соответствие,
  • структура должна отвечать организационной стратегии,
  • функции первичны по отношению к структуре,
  • процесс управления реализуется в рамках структуры,
  • в структуре можно выделить звенья (уровни) управления, вертикальные и горизонтальные, функциональные и линейные связи,
  • структура характеризуется специализацией, разделением и кооперацией труда, децентрализацией, централизацией и делегированием полномочий как основой осуществления управления, координацией деятельности и соблюдением норм управляемости.
«Построение организационной структуры управления предприятием из заданных элементов (структурных подразделений)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, организационная структура управления является достаточно емким и неоднозначным понятием. С одной стороны, она отражает управленческий субъект, с другой – обеспечивает взаимодействие между субъектом и объектом управления.

Элементы организационной структуры управления

В составе организационной структуры управления выделяют структуру аппарата управления организации и его производственную структуру (иными словами – структуру субъекта и объекта управления).

Определение 2

Под производственной структурой организации понимают совокупность основных, обслуживающих и вспомогательных подразделений, которые обеспечивают переработку входов системы в ее выходы (готовую продукцию, имеющую заданные при планировании параметры).

Элементами организационной структуры управления являются:

  • обладающие самостоятельностью структурные подразделения. Это административно обособленные части предприятия, выполняющие одну или несколько общих управленческих функций (например, цеха, производственные подразделения и т.д.),
  • звенья управления – это одно или несколько подразделений, не обязательно административно обособленные, но реализующие определенные управленческие функции (такими звеньями могут быть отделы, бюро и т.д.),
  • управленческие ячейки – отдельные работники управления или самостоятельные структурные подразделения, выполняющие специальные управленческие функции.

Между всеми звеньями управленческой структуры действуют коммуникационные каналы. Таким образом, основой организационной структуры управления выступают информационные потоки и функции. Между звеньями управления есть различия по размеру и структуре, объему полномочий, масштабам и трудоемкости решаемых задач, потребностях в информации.

Определение 3

Уровнем управления называют совокупность звеньев, которые занимают в управленческой иерархии определенную ступень.

Связи между элементами в структуре управления:

  • горизонтальные (кооперационные или межфункциональные) – как правило, одноуровневые, носящие характер согласования,
  • вертикальные – связи подчинения, возникающие при наличии нескольких управленческих уровней. Подразделяются на линейные и функциональные.

Основные функции структуры управления:

  • эффективное достижение целей (ориентация на то, что производит предприятие),
  • минимизация (или хотя бы регулирование) влияния индивидуального поведения. Перед структурой стоит задача обеспечения согласованности входящих в организацию людей с ее требованиями,
  • осуществление функций власти, принятие управленческих решений и реализация организационных действий.

Организационные структуры характеризуются следующими типовыми признаками:

  • комплексность, выражающаяся через разделение труда, совокупность иерархических уровней и подразделений, должностные инструкции. Элементами комплексности выступают горизонтальная и вертикальная (иерархическая) дифференциация. Горизонтальная дифференциация определяется степенью разделения труда между единицами управления, а вертикальная – глубиной иерархии,
  • формализация, выражающаяся в существовании правил и процедур, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия внутри организации и преодоление последствий чрезвычайных ситуаций,
  • соотношение между централизацией и децентрализацией.
Дата написания статьи: 19.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot