Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Развитие института корпоративной культуры в России

Определение 1

Корпоративная культура - это совокупность поддерживаемых организацией стандартов и ценностей, этических норм, убеждений, ожиданий и верований, которые принимаются бездоказательно большинством сотрудников, задают ориентиры их деятельности и определяют согласованность и способ объединения менеджмента и отдельных структурных единиц.

Начальные этапы развития института корпоративной культуры в России

В СССР как такового понятия корпоративной культуры не существовало, однако ее элементы можно проследить среди врачей или, например, железнодорожников. Жесткую дисциплину и непрерывность производства можно назвать теми факторами, которые устанавливали высокие требования к персоналу и способствовали формированию особого корпоративного духа. Но работа с персоналом имела идеологический окрас: межличностная и деловая культура отношений должна была отвечать задачам, установленным руководством страны, а также быть управляемой и подконтрольной.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍
Попробовать

Начало формирования корпоративной культуры приходится на середину 1980-х годов. Постепенное погружение экономической системы страны во всеобщее предпринимательство сопровождалось отсутствием у руководителей компаний понимания культуры управления. В советское время это сглаживала гарантия государства на выполнение собственных обязательств, тогда в условиях нестабильности, невежественное поведение «новых русских» только усугубляло отношения с иностранными партнерами.

Для периода перестройки характерно появление новой деловой культуры, сформировавшейся из культуры партийной номенклатуры и крупных хозяйственников, для которых близки прежние бюрократические основы. Вместе с тем зарождается культура новых управленцев - полулегальных бизнесменов, в основе которой заложены принципы теневой экономики и криминализация общества. В конце 90-х годов прошлого века в России происходит формирование культуры рыночного общества, поскольку свобода рынка и механизмы приватизации требуют от предприятий жесткую самоорганизацию, конечном итоге это порождает потребность к изменениям структуры и культуры организации.

Полезно для написания работы по теме «Развитие института корпоративной культуры в России» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Специфика формирования корпоративной культуры России

Формирование корпоративной культуры во многом зависит от глобальных проблем развития культурной среды, творческих, нравственных и интеллектуальных качеств всего человечества. Сᴨецифика корпоративной культуры в российском обществе обусловлена следующими аспектами:

  1. Природно-климатический фактор, определяющий особенности национального хозяйствования, культуры управления и труда, способствовал формированию в сознании россиян непродуктивного поля нравственных принципов ведения хозяйственной деятельности;
  2. Сохранение негативных элементов социалистического хозяйствования и управления, связанных с уравнительностью, бюрократизмом в социально-трудовых отношениях;
  3. Антисоциальный характер реформ в России 90-х годов прошлого века привел к болезненному разрушению привычных устоев, массовому обнищанию, невиданному размаху коррупции, несправедливой приватизации, сокращению производства, безработице. Все это депрофессионализировало большую часть населения, снизило социальную ценность труда, трудовой этики и морали и повысило значимость прагматических интересов в производственной деятельности;
  4. Внесистемное ᴨересаживание на российскую почву элементов и принципов западной корпоративной культуры, которое не учитывало особенности национальной культуры, что привело к неосознанному формированию корпоративной культуры с преобладанием формы над ее содержанием.

Направления развития корпоративной культуры в современной России

По мнению ряда исследователей корпоративная культура современных российских предприятий сформировалась и развивается по трем основным моделям:

  1. Модель, когда менеджмент сфокусирован только на контроле поведения персонала. Правовое понимание взаимоотношений работодателя и работника, заставляет менеджмент предписывать для каждой выполняемой сотрудником процедуры конкретные нормы. При этом считается, что такое управление поведением людей способно снижать риски с одновременным увеличением предсказуемости и продуктивности работы. Подобный подход требует тщательного контроля: убрав «руку с пульта», на первый план выходят истинные ценности и убеждения работников.
  2. Модель, в которой вместо директивного поведенческого подхода используется система управления по ценностям. Менеджмент выделяет перечень ключевых ценностей, которые необходимо «привить» сотрудникам компании как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Проблемой в данной ситуации становится двойственность корпоративной культуры, типичная для России: зачастую в компании существует две различные культуры – формальная с красивыми лозунгами на стенах, и неформальная, характеризующая действительные условия труда. Реальная культура компаний и декларируемая часто очень отличаются между собой. Любое бизнес-решение принимается не согласно формальной культуре, а исходя из текущей целесообразности и неформальной культуры. Например, многие компании громко декларируют ценность «уважения к человеку», тогда как в реальности менеджмент такой компании часто критикует подчиненных, позволяет себе резкое и унижающее публичное высказывание, превращая эту декларируемую ценность в один из формальных штампов, к реальности не имеющего никакого отношения.

В последнее десятилетие все большую популярность среди российского предпринимательства набирает подход, когда само по себе изменение того или иного элемента рабочей среды стимулирует сдвиг в мировоззрении, поведении людей и их ценностях, а, следовательно, в подходе к работе. Среди подобных технических элементов можно назвать трансформацию или переустройство офисного пространства, изменение принципов построения организационной структуры, применение усовершенствованных компенсационных или мотивационных систем.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 12.03.2020
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot