Понятие стратегического выбора
Стратегический выбор – это один из элементов процесса стратегического управления организацией, этап, который наступает после анализа и сбора данных.
Во время стратегического выбора происходит окончательное решение, какой именно стратегии поведения на рынке будет придерживаться организация в будущем. Стратегический выбор включает в себя следующие этапы:
- Разработка вариантов стратегии. Здесь рассматривается серия альтернатив, которые определяются, опираясь на долгосрочные и среднесрочные цели организации, проводится анализ преимуществ и минусов, возможностей и угроз со стороны внешней среды. Каждая из альтернатив является потенциальным направлением для конкретных действий со стороны организации. Здесь важно ответить на следующий вопрос: какие направления окажутся более, а какие – менее выгодными для организации. Количество рассмотренных вариантов должно быть большим, иначе есть риск упустить из поля зрения возможности или угрозы. Менеджер должен помнить, что самые простые пути не всегда оптимальны в долгосрочной перспективе, поэтому не очевидные альтернативы, которые не бросаются в глаза при первом рассмотрении ситуации, могут оказаться более эффективными в стратегическом аспекте.
- Оценка альтернатив. Когда набрано достаточно различных вариантов дальнейшего развития, нужно произвести их анализ. Чтобы выбрать один из вариантов, менеджеры проводят сравнительную оценку по определенным параметрам (финансовые, производственные, управленческие критерии), но все они отвечают на один общий вопрос: какой из вариантов обеспечит достижение целей. Наилучший из вариантов помогает уравновесить сильные и слабые стороны организации, использует возможности внешней среды и старается нейтрализовать угрозы.
- Непосредственное решение о будущей стратегии, разработка планов и проектов. Выбор стратегии основан на оцененных вариантах, из них выбирается лучший. Этого варианта и будет придерживаться руководство. Вариант может быть составлен из одной цельной стратегии, или набора целей и задач из разных аспектов деятельности организации. Решение о выборе варианта стратегии зависит от ожиданий менеджеров, поэтому почти всегда субъективно.
Четкого разделения между верной и неверной линией стратегического поведения на рынке не существует, потому что риски, угрозы и возможности на рынке постоянно меняются и никуда не исчезают.
Подходы к выбору стратегии
Выбор стратегии напрямую зависит от ситуации на рынке, от восприятия ситуации со стороны руководства. На практике это выражается в том, что нет единых схем для всех организаций, выбор стратегии и сама стратегия всегда индивидуальны, если не в генеральной линии поведения, то в деталях.
При выборе стратегии высшее руководство определяется в следующих направлениях деятельности:
- какое производство оставить без изменений;
- какое производство прекратить и перераспределить ресурсы;
- какое производство начать.
Стратегический выбор определяет, какие производственные ресурсы будет организация использовать, а какие преобразовывать, какую технологию нужно запустить или продолжить использовать, какие человеческие ресурсы задействовать.
Проекты в рамках выбранной стратегии определяют объем работы в следующих областях:
- Человеческие ресурсы. Любой стратегический выбор включает в себя анализ персонала. Он может расти или сокращаться, проект должен учитывать количество работников в разных отделах и филиалах организации. Так определяется потребность в кадрах на выполнение стратегии.
- Капитал. Должен учитываться на каждый год, на который составлена стратегия. Сюда входит оборотный капитал, кредиты, расходы на амортизацию техники, площадей, зданий и т.д.
- Исследования и ноу-хау. Определяется период разработок, время реализации, назначаются ответственные работники, описываются примерные масштабы задач.
Факторы, влияющие на стратегический выбор организации
Выбор стратегии определяется не только результатами анализа внешней и внутренней среды организации, ведь опора на статистические данные не дает возможности для полноценной разработки линии поведения, учитывая непредсказуемость ситуации на рынке. На стратегический выбор влияет множество факторов, большинство из которых присущи внешней или внутренней среде организации.
Схематически факторы выбора можно представить так:
Во внутренние факторы входят:
- Персонал (количество, квалификация).
- Высшее руководство.
- Акционеры (их оценка стратегии предприятия).
- Обязательства по прошлым стратегиям.
- Финансовые ресурсы.
- Технология.
- Время (на производство продукта).
Состав внешних факторов:
- Потребители (потребности, восприятие имиджа организации).
- Поставщики (монополизированы ли поставки, оперативно ли доставляются, какое качество материала).
- Конкуренты (их ценовая политика, качество их продукта).
- Социальная среда.
- Правительство (законодательная обстановка на рынке).
- Профсоюзные организации.
- Время (на реализацию продукта).
Оценка стратегического выбора
Она проходит через определенный промежуток времени после начала работы стратегии. В основном выглядит как анализ новых данных о ситуации на рынке и сравнение их со стратегическими расчетами. Оценка направлена на определение того, насколько выбор стратегии способствует достижению целей организации. Если стратегия соответствует этому требованию, дальше происходит анализ по трем направлениям:
- Соответствие окружению. Как полно или неполно стратегия удовлетворяет требования основных субъектов рынка.
- Соответствие возможностям организации. Насколько сочетается стратегия с предыдущими путями работы организации, хорошо ли рассчитывает потенциал персонала и его возможности, хорошо ли учтено время на реализацию стратегии.
- Риски. Оценка потенциальных рисков, которые изначально заложены в стратегию и насколько они соответствуют реальной ситуации на рынке. Здесь же проводится анализ всех негативных последствий при провале стратегии.