Введение
В данном разделе будет рассмотрена социотехническая модель проектирования и перепроектирования работы на основе потребностей и целей индивида и организации.
В практике существует несколько видов моделей проектирования, которые различаются между собой по следующим признакам:
- масштаб;
- сложность;
- межличностные отношения.
Деление происходит на основании того, какой из признаков преимущественно используется или подвергается изменению в рамках данного подхода или модели.
При выборе модели проектирования следует учитывать большое количество внутриорганизационных факторов, которые оказывают соответствующее влияние:
- стиль управления;
- профсоюзы;
- условия работы;
- технологии;
- культура и структура организации;
- системы стимулирования;
- работа с кадрами и т.п.
Модель социотехнической системы
Данная модель выделяет место технологии в процессе проектирования и перепроектирования работы, в отличие от модели обогащения. Приставка «социо» - это обозначение того, что в этой модели большая роль отводится также и групповой работе.
В данной модели прослеживается взаимосвязь между уровнями групп, а не видами работ, выполняемых внутри каждой группы, как в модели обогащения. Основой социотехнической модели является делегирование полномочий целой группе работников, а не одному исполнителю.
Основным направлением рассматриваемой модели считают оптимизацию отношений между технической и социальной системами. Применение модели связано с внедрением серьезных изменений, что затрудняет ее внедрение на промышленных предприятиях, а также значительно увеличивает стоимость ее внедрения.
Такая модель эффективна для создающих предприятий. Например, она была успешна внедрена на таких предприятиях как «Дженерал Моторс», «Вольво», Дженерал Фудс».
В структуру социотехнической модели входит 3 элемента (рис.1):
- социальной системы;
- технологической системы;
- модераторы.
Рисунок 1 – Структура социотехнической модели
Человеческий фактор, оказывающий влияние на группу работников и на сам процесс работы входит в состав социальной системы. Также в группу социальной системы входят:
- групповое и индивидуальное влияние;
- организационная культура;
- руководство и управление;
- другие внутриорганизационные факторы.
Перечисленные элементы представляют собой важную часть процесса проектирования работы в целом. В случае, если на предприятии психологический климат характеризуется недоверием и холодностью, то применение модели самоуправляемых автономных рабочих групп трудно и даже не рекомендуется.
Для успешного функционирования социотехнической модели проектирования работы необходим определенный уровень доверия и кооперации в межличностных отношениях, в противном случае внедрение модели не возможно.
В технологической системе происходит анализ трех элементов:
- Когда и где будет выполняться работа?
- Как она должна быть выполнена?
- Взаимозависимость при выполнении работы.
Эти три аспекта зависят от производственного процесса и от них зависит подход к проектированию работы.
На сложность выполнения работ зависит от факторов внешнего окружения:
- освещение;
- температура;
- уровень шума;
- удаленность от места жительства;
- загрязненность окружающей среды.
Важно понимать, что усложнение производственного процесса приводит к повышению неопределённости в вопросах места и времени выполнения работы.
Основная задача модераторов – это установление взаимосвязи между социальной и технологической системой. Роли по выполнению работы устанавливают образцы ожидаемого поведения для каждого работника, помогают наладить отношения между выполняющими работу людьми и теми средствами, которые при этом используются. Цели помогают сочетать желания людей с техническими возможностями.
Заключение
Итак, социотехническая модель опирается не только на технологию проектирования, но на социальные аспекты работы.
Для успешной реализации этой модели необходимо наличие дружественной и доверительной атмосферы в коллективе.
Сама модель включает три основных элемента: социальную систему, которая отвечает за атмосферу в коллективе и управление, технологическую систему, отвечающую за то когда, где и как будет выполнена работа и модераторов, которые уравновешивают две обозначенные системы, выступая связующим звеном между работниками и технологиями.
Умения и способности тесно связаны с развитостью страны в целом, и поэтому если отсутствуют работники с требуемыми качествами, то изменение технологического процесса и упрощение работы становятся неизбежными.