Понятие нормы управляемости
На этапе создания организации помимо определения миссии и сферы рынка осуществляется формирование групп (отделов, подразделений) на основе ряда критериев. При составлении групп решается вопрос о количестве людей, объеме выполняемых работ. Руководители групп ограничены максимальным количеством решений, которые они принимают в рамках своего подразделения. Превышение лимита чревато снижением эффективности.
Когда количество работников в отделе растет в арифметической прогрессии, число межличностных связей растет в геометрической, т.к. все работники и руководители взаимодействуют между собой.
Норма (масштаб) управляемости – это то количество людей в подчинении одного руководителя, которое позволяет управлять отделом без потери эффективности.
У руководителя есть два типа контактов:
- прямые (с определенным количеством помощников, руководителей более низкого звена), они бывают двусторонние и множественные;
- косвенные (через посредников).
Оптимальная норма управляемости
Определяется в основном с помощью ситуационного подхода, когда анализируются текущие факторы, которые влияют на масштаб управляемости. Среди них:
- похожие работы в разных подразделениях;
- их территориальная отдаленность друг от друга;
- техническая сложность;
- уровень специализации работников;
- уровень профессиональной подготовки;
- профессионализм руководителя;
- система делегирования полномочий;
- текущие цели организации;
- уровень стабильности организации;
- методы контроля, измерения результатов и их объективность;
- коммуникации;
- количество уровней иерархии;
- потребность в координации.
Опираясь на эти факторы, определяют норму управляемости для каждого подразделения в нынешней ситуации.
Часто берутся средние показатели, которые принимаются за ориентир. Например, для высшего руководства максимальное число подчиненных в прямом контакте – 77. Руководители нижнего звена (бригадиры, начальники участков) имеют в подчинении не больше 20-30 человек.
При более точном подходе определяются наиболее важные факторы из списка и ранжируются, измеряются по пяти или семибалльной системе.
Типы норм управляемости
Выделяют два типа норм управляемости: узкий и широкий. Узкий схематично выглядит так:
Узкая норма управляемости на практике означает, что у одного руководителя есть минимум подчиненных. Таким образом повышается контроль за их деятельностью и скорость взаимообмена информацией. Но при таком подходе количество иерархических уровней увеличивается. Из-за этого сложнее коммуникации между самыми высокими уровнями и самыми низкими, уменьшается их скорость, к тому же их количество и стоимость возрастает, а значит, общие затраты растут.
Схема широкой нормы управляемости выглядит противоположной узкому:
При таком подходе у одного руководителя существует максимум подчиненных. Количество уровней в иерархии намного меньше, чем при узкой норме. При наличии большого количества подчиненных руководитель делегирует полномочия, а для делегирования изначальный уровень квалификации работника должен быть высоким и не узко специализированным. Недостатком подхода является высокая загрузка руководителя, что может привести к потере контроля.
Нет прямой зависимости между нормой управляемости и типом решаемых задач, т.к. каждый из видов управления способствует решению своим способом. В небольших компаниях широкая норма управляемости увеличивает сплоченность команды, ответственность за действия. Но чем больше организация становится, тем нужнее ей узкая норма управляемости.