В иерархии стратегий организации можно выделить корпоративный, деловой и функциональный уровень.
Корпоративный уровень стратегических решений
Корпоративная стратегия – это стратегия, описывающая общую направленность роста организации, развития ее производственной и сбытовой деятельности.
С помощью корпоративной стратегии организация определяет набор правил по управлению конкретным бизнесом для достижения баланса портфеля товаров и услуг. Стратегические решения, принимаемые на данном уровне, являются самыми сложными, поскольку касаются фирмы в целом. В рамках данного иерархического уровня определяется и утверждается продуктовая стратегия фирмы.
Корпоративный уровень стратегии включает:
- распределение имеющихся ресурсов между подразделениями с учетом портфельного анализа;
- решения о расширении производства для снижения степени риска, и получения синергетического эффекта;
- внесение изменений в структуру корпорации;
- решения о слиянии, поглощении, присоединении или других формах интеграции;
- общую стратегическую ориентацию всех подразделений.
Важнейшее решение, принимаемое на корпоративном уровне – это решение относительно финансировании отдельных бизнес-единиц, исходя из этого происходит планомерное перераспределение ресурсов между подразделениями.
Деловой уровень
На уровне отдельного подразделения происходит разработка деловой стратегии (бизнес-стратегии) – стратегии обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества конкретного хозяйственного подразделения.
Деловая стратегия находит свое воплощение в бизнес-плане и показывает, как фирма будет конкурировать на каком-либо товарном рынке, по какой цене кому и именно будет продаваться продукция, как будет осуществляться ее реклама и продвижение и т.д.
Функциональный уровень
Функциональная стратегия - это стратегия, которая разрабатывается функциональными службами предприятия на базе корпоративной и деловой стратегий. Это может быть стратегия маркетинга, производственная или финансовая стратегия.
Цель функциональной стратегии - поиск оптимального поведения функционального подразделения в рамках единой стратегии.
Например, типовая стратегия маркетингового отдела сконцентрирована на поиске вариантов увеличения объема продаж по сравнению с предыдущим периодом.
Взаимосвязь иерархических уровней стратегии организации
Каждый иерархический уровень стратегии можно описать набором различных характеристик. Так, корпоративная стратегия имеет низкий уровень приспосабливаемости, деловая – средний, а функциональная – высокий уровень. При реализации корпоративной стратегии организация подвергает себя значительному риску, при реализации деловой и функциональной – соответственно средний и низкий. При этом корпоративную стратегию принято считать очень гибкой, деловая стратегия имеет среднюю гибкость, а функциональная – низкую.
Все уровни стратегий образуют иерархическую структуру: корпоративная стратегия включает в деловые и функциональные стратегий.
Формирование иерархии стратегий происходит по-разному. Выделяют стратегическое планирование «сверху вниз», когда высший менеджмент инициирует процессы формирования стратегии и уполномочивает стратегические бизнес-единицы и функциональные подразделения устанавливать собственную стратегию как средство реализации общей корпоративной стратегии.
Стратегическое планирование может осуществляться также и «снизу вверх», когда процессы формирования стратегии стимулируются предложениями функциональных и хозяйственных подразделений. Оба подхода объединяет то, насколько эффективно взаимодействие между разными уровнями управления.