Понятие принципов в организациях
Принципы организации представляют собой определенные объективные правила, которые действуют в организации, и вытекающие из законов компании, являющиеся их расширением, детализацией под влиянием практического управления.
Современные системы принципов управления компанией сложились только к концу двадцатого столетия. В России употребляется система принципов, которая была предложена Беляевым и Коротковым. Ученые разделили все принципы на три группы:
- общие,
- частные,
- ситуационные.
Такая иерархия принципов управления компанией достаточно условна, но позволяет провести упорядочивание.
Общие принципы
К общим принципам относятся:
- принцип обратной связи,
- принципы развития,
- принцип конкуренции,
- принцип дополняемости,
- принцип цели и ресурсов,
- принцип распорядительства и подчинения,
- принцип соотношения эффективности и экономичности,
- принцип сочетания централизации и децентрализации управления,
- принципы прямоточности,
- принципы ритмичности,
- принципы синхронизации.
Принцип развития заключается в необратимом направленном изменении организации. Согласно закону о переходе количественных изменений в качественные, возникающие в компании небольшие изменения в функциях и структуре ведут к качественным структурным и функциональным изменениям, то есть компания становится другой – развивается.
Развитие бывает двух форм:
- эволюционная,
- революционная.
Принцип конкуренции заключается в том, что жизнеспособность компании зависит от уровня развития в ней соревновательных и конкурентных начал, ведь только в таком случае обнаруживаются результативные пути использования организационных ресурсов, социально-экономического развития.
В компании одновременно существуют, как объективные, устойчивые, организованные и прогнозируемые процессы, так и случайные, неустойчивые, стихийные, самопроизвольные и непрогнозируемые процессы. Они дополняют друг друга и срабатывает диалектический принцип дополнительности, который обеспечивает развитие организации.
Если фирма хочет достичь успеха, то процессы достижения её главных целей должны обеспечиваться необходимыми ресурсами в нужном количестве и своевременно. Этот принцип реализуется автоматом при использовании программно-целевого подхода, если при постановке целей, формулировании задач определяются средства, методы, а также сроки их выполнения с внешним и внутренним контролем.
Принцип соответствия подчинения и распорядительства заключается в том, что для любого работника компании должны быть:
- один линейный руководитель;
- произвольное количество руководителей функциональных.
Эффективность производства - это отношение результатов труда к затратам в сопоставимых понятиях. Экономичность производства – это отношение текущих затрат к затратам предыдущим, которые понесены для получения результата равноценного.
Суть принципа соответствия эффективности производства и экономичности – это когда для каждой компании должно быть найдено своё оптимальное соотношение эффективности и экономичности.
Принцип оптимального сочетания централизации с децентрализацией управления заключается в том, что для компании необходимо найти индивидуальное оптимальное распределение по уровням управления управленческих функций.
Принцип прямоточности соблюдается, когда производственные, информационные, социальные процессы в компании идут к цели по кратчайшему пути с избеганием дополнительных затрат и искажений.
Производственные, информационные, социальные процессы в компании должны идти к цели с определенной заданной ритмичностью на протяжении заданных временных промежутков. Таким образом обеспечивается согласованность трудовых операций в течение технологического цикла.
Частные принципы
Данные принципы реализуются в определенной сфере деятельности. К этому виду принципов относятся:
- выделение главного,
- соответствие,
- энциклопедичность,
- полнота,
- системность,
- стандартизация,
- своевременность информации,
- планирование,
- координация,
- включение.
Ситуационные принципы
Данный вид принципов реализуется в определенном виде деятельности и к нему относятся:
- профессионализм;
- опыт работы в определенной сфере бизнеса;
- способность решать глобальные проблемы и небольшие задачи;
- умение взаимодействовать в рамках коллектива;
- готовность к решению трудных проблем;
- индивидуальная преданность делу и компании;
- умение работать самостоятельность;
- решительность и чёткость в подборе персонала;
- поучения-правила.