Каждая организация создается для достижения конкретных целей, обычно, это получение прибыли. Однако, в процессе функционирования организации ее собственники понимают, что она представляет собой многоцелевую систему. Это не только инструмент их социального роста и финансового обогащения, но и способ служения другим людям. Носители целей организации, помимо ее владельцев, это работники, менеджеры, потребители, поставщики, конкуренты, органы власти и общество в целом. Так, постепенно цели бизнес-организации получают свое выражение на основе интересов различных групп влияния, представители которых, сами того не осознавая, проецируют свои ценности на данную компанию.
Ценности организации классифицируются следующим образом:
Построение иерархии ценностей является более практичным подходом к систематизации, так как эта иерархия - действенный инструмент для разработки идеологии фирмы в последующем.
Во многом, иерархия ценностей фирмы соответствует пирамиде потребностей Маслоу, поскольку каждая организация является живым организмом, который рождается, развивается и живет по одинаковым законам.
Иерархия ценностей представлена тремя уровнями.
На первом уровне иерархии - базовые ценности, которые нужны для выживания организации и соответствуют уровню первичных потребностей в пирамиде Маслоу. Ценности этого уровня представлены:
На втором уровне представлены прикладные ценности, которые важны для успеха фирмы. Посредством прикладных ценностей подчеркиваются различные критические факторы успеха, соответствующие специфике рынка и отрасли, на которых работает фирма.
Третий уровень представлен ценностями-идеалами, которые важны для собственников или руководителей. Речь идет о так называемых миссионерских ценностях, выходящих за рамки конкретного бизнеса. Это могут быть интересы нации и общества, конкурентоспособность какой-либо территории, отраслевое развитие, здоровье населения, а также аспекты нравственности, духовности, справедливости или законности. Третий уровень ценностей присущ тем предпринимателям, которые видят смысл собственной жизни не только в жизни как таковой, но и в чем-то за ее пределами.
Система ценностей, которые определяют цели и судьбу организации, является основанием для формирования ее идеологии. Разработка и совершенствование ценностей представляет собой важнейшую функцию менеджмента организации.