Специфика управления малыми предприятиями
Практика показывает, что больше половины малых предприятий, которые когда-либо существовали, не доживают до двух лет. Это значит, что такие компании очень быстро утрачивают работоспособность, прекращают свою деятельность, и лишь единицы закрепляются в рамках производственных процессов и успешно справляются с поставленными задачами. Причиной такой статистики, весьма печальной для малого бизнеса, является неэффективное управление.
Многие молодые менеджеры, которые только начинаю выполнять свои обязанности, не до конца понимают, что они должны делать, и считают, что им полагается только контролировать и управлять. Это отчасти, правда, но также менеджер должен регулировать взаимоотношения между сотрудниками, помогать новичкам адаптироваться к новым условия, а уже опытным сотрудникам – повышать свой профессиональный уровень и занимать руководящие должности.
Управление малым бизнесом и малым предприятием – это прежде всего регуляция производственных процессов. Без нее у компании не будет шансов на то, чтобы выйти на новый уровень и конкурировать с другими предприятиями, которые также заняты в производстве.
В малом бизнесе наиболее простой и часто всречающейся является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такое предприятие обычно управляется его собственником, который и берет на себя все риски предпринимательства. При этом, как правило, глава такой компании самолично занимается вопросами финансов, снабжения, сбыта, ценообразования, рекламы. Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, к них нет явной необходимости иметь профессионального менеджера. Обычно функции управления в маленьких предприятиях реализуют их владельцы, т.е. происходит некое совмещение должностей. К сожалению, далеко не всегда это оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий приводит к тому, что у руководителя не хватает времени на управленческую деятельность. Это сказывается на результатах работы сотрудников и компании в целом.
Руководители не должны заниматься лишь текущими делами. Одна из характерных черт руководителя – умение прогнозировать будущую деятельность. Он должен видеть перспективы развития предприятия и отмечать те пути, которые будут наиболее оптимальными в том, что компания, наконец, достигнет желаемых результатов. В малом предприятии это очень важно, поскольку все процессы и сотрудники тесно друг с другом связаны. Просто управлять ими – недостаточно. Необходимо также видеть всю суть их взаимоотношений, регулировать их. Иногда приходится оперативно менять сотрудников местами, заменять их роли, менять должностные обязанности. Только так малое предприятие может выйти на новый уровень и продержаться как можно дольше на современном очень жестком рынке.
Требования к личности менеджера малого предприятия
Управленцем становится менеджер, который получил специальное образование и прошел подготовку к текущим условиям работы малого предприятия. Практикой ведения бизнеса вырабатывается ряд требований, которым должен соответствовать менеджер и с точки зрения его профессионализма, и с точки зрения его личностных характеристик
На малом предприятии менеджер является человеком, который постоянно на виду. Авторитет менеджера определяется его профессиональными и личными качествами;
Менеджер как специалист должен обладать очень большой гибкостью в работе. Он должен уметь прогнозировать все события и явления, а также адаптировать деятельность предприятия к непрерывно изменяющимся условиям;
Менеджер – это специалист, который должен обладать способностью к формированию и постепенному развитию рабочих групп предприятия. Руководители занимаются отбором персонала, но на менеджере лежит ответственность за контроль деятельности каждого сотрудника. Он интересуется условиями труда, оценивает профессиональные способности сотрудника, его рост, навыки и знания, перспективы дальнейшей работы внутри предприятия.
Менеджер воспринимает подчиненных не как отдельно взятых индивидов. Для него подчиненные – это группа, в которой необходимо организовывать общение, взаимодействие сотрудников. Менеджер регулирует процессы общения и взаимодействий, помогает адаптироваться новичкам. Сотрудникам с опытом менеджер помогает в работе, выводит их на новый уровень. В любой уважающей себя организации руководители стремятся к тому, чтобы сотрудники также в дальнейшем занимали лидирующие позиции, имели все шансы на карьерный, профессиональный и личностный рост.
Задача менеджера на малом предприятии – не доводить отношения до формальностей. Он обязан учитывать в своей работе любые недочеты и ошибки, исправлять их, и помогать другим справляться с теми же сложностями и противоречиями. Менеджер может помогать специалистам поддерживать атмосферу творческого взаимодействия, поскольку в творчестве рождается особая работа, которая позволяет компании выйти на совершенно новый уровень. Перечисленные требования характеризуют грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.
Немаловажным для развития малого предприятия является то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает. Коллектив предприятия малого бизнеса требует правильно выбрать стиль управления руководителя. Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей.
В целом можно выделить пять характерных типов управленческого поведения:
- менеджер-диктатор,
- менеджер-демократ,
- менеджер-либерал,
- менеджер-манипулятор,
- менеджер-организатор.
Каждый тип менеджерской деятельности имеет свои свойства, и вписывается в предприятие в зависимости от его черт и характеристик.