Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизмы принятия решений в малом предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Механизмы принятия решений в малом предприятии
Определение 1

Механизмы принятия решений в малом предприятии – это как правило функции руководителя организации или же собственника, так как на малом предприятии редко содержится полный штат управленцев.

Особенности принятия решений на малом предприятии

Процесс принятия решений отлично знаком каждому. Решение - это выбор альтернативы. К примеру, выбор напитка или еды - тоже принятие решения. Но управленческое решение - это задача гораздо сложнее, так как влияет на судьбу не одного человека, а всей компании или даже отрасли. Принятие решения заметно на любом уровне управления. Это работа менеджера. Как правило, принятие решения выгодно для одних и невыгодно для других отделов компании. Эффективный управленец это понимает и часто идет на компромисс, не позволяя из-за возможных недостатков решения отклонить принятую стратегию. Тут надо учесть, что отказ от решения – часто более худший ход, чем принятие спорного решения. Тем не менее, бывает, что отказ от решения будет оптимальным действием.

Малое предприятие - это только организованное или уже существующее предприятие с определенным количеством занятых и объемом хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле - товарооборота). К ним, в частности, относятся компании с максимальной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек.

Требования к руководителю малого предприятия

Большинство малых предприятий не доживают до двух летнего возраста, а до десятилетнего доходят считанные единицы, что в основном является следствием некорректных решений, принимаемых управленцами.

У малого бизнеса есть ряд преимуществ перед крупными предприятиями – мобильность, финансовые успехи, быстрота реагирования, новые разработки и создание новых рабочих мест.

И все равно малые предприятия терпят неудачу, так как руководители не могут справиться с постоянно возрастающими требованиями к управлению. Как сказал Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом. Постоянно меняющаяся внешняя среда организации малого бизнеса требует принятия точных и быстрых решений, что, в свою очередь, ставит необходимость не только в быстрой адаптации компании к новым условиям хозяйствования, но и в изменении сути малого бизнеса и его управленческой стратегии. Поэтому непрерывное профессиональное образование - самая актуальная задача современного менеджмента. Образование, оторванное от производственного процесса, не создаст нужного эффекта. Отсюда и ряд требований к современному управленцу:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Руководитель малого предприятия должен быть компетентен в той области деятельности, в которой он работает. Это означает, что он должен владеть знаниями об особенностях отрасли, ее структуры и переменах, которые в ней возможны.
  2. Он должен быть компетентен в области технологий производства продукции и иметь навык организации процесса производства.
  3. Он должен иметь представление об основных этапах развития компании и необходимых решениях на каждом из них.
  4. Руководителю нужны знания в области менеджмента. Построить эффективную управленческую структуру без учета закономерностей развития организации практически нереально.
  5. Чтобы управленческая деятельность была эффективной, руководителю нужна хорошая экономическая подготовка.

Это основные требования к компетентности руководителя, которые лежат в основе успеха деятельности малого предприятия.

Также выделяют следующие задачи управленца на малых предприятиях:

  1. Реализация производства видов продукции, сориентированных на спрос потребителя;
  2. Поиск и привлечение высококвалифицированных кадров к работе;
  3. Мотивация сотрудников к грамотному выполнению своих обязанностей при помощи повышения оплаты, улучшения трудовых условий, и пр.
  4. Разработка стратегии развития организации;
  5. Разработка целей и построение планов их достижения;
  6. Обеспечение понимания требуемых ресурсов и способов их получения;
  7. Контроль за выполнением задач.

Особенности разработки управленческих решений в малых предприятиях

Малые предприятия особенны тем, что основная доля затрат приходится на решения сиюминутного характера. По мере увеличения предприятия увеличивается время, для выработки стратегии дальнейшего развития.

Если говорить о предпринимателе - собственнике бизнеса, то он самостоятельно представляет интересы фирмы в различных инстанциях, взаимодействует с разными частями внешней среды - с поставщиками , покупателями, судами, кредиторами, местными органами власти, с органами правовой и законодательной сферы, с образовательными учреждениями и пр. Каждая область внешней среды требует от управленца выработки определенного типа поведения - стратегии, тактики, оперативного поведения, от которого зависит долгосрочный и краткосрочный успех организации.

Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы, которые происходят и на крупных фирмах. Однако есть и свои отличия, которые связаны с размером компании и объемами производств.

Когда решается вопрос управления объектом, предприниматель анализирует, как выгодно организовать основные функции управления и с этой точки зрения рассматривать управляемый объект, то есть анализировать его, планировать результаты, принимать решения по достижению этих результатов, как эффективно организовывать деятельность структурных подразделений, как контролировать выполнение плановых задач, корректировать принимаемые решения и мотивировать сотрудников на выполнение задач.

Вся ответственность управления в небольших фирмах лежит на директоре. Однако отказ от делегирования полномочий приводит к дефициту времени на управление и негативно сказывается на эффективности работы самого производства.

Руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой, но и разрабатывать стратегию дальнейшего развития компании. Поэтому важно потратить время на обучение сотрудника выполнению определенных функции и делегировать ему эти обязанности, чем постоянно самому выполнять эту работу.

Если же компания расширяет масштабы своей деятельности, то нужно привлекать специалиста по руководству. Директор компании здесь также ответственен за принятие управленческих решений, он координирует действия линейных и функциональных служб.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис