Виды менеджмента
В современном управлении менеджмент является неотъемлемой частью построения эффективной модели бизнес-структуры. Экономика постоянно растет, появляются совершенно новые виды управления, которые оформляются в нетипичные виды менеджмента. Поскольку сфера эта очень структурированная и разноплановая, то и виды выделяют в соответствии с различными критериями.
По уровням управления выделяют такие типы менеджмента, как:
- Стратегический менеджмент– эта сфера деятельности, которая находится в юрисдикции высшего руководства. Она определяет миссию компании, стратегию развития, а руководитель и топ-менеджеры занимаются разработкой наиболее перспективных целей, которые позволят производству выйти на мировой рынок;
- Тактический менеджмент – он необходим для того, чтобы конкретизировать стратегические цели. Обычно конкретизация необходима тогда, когда эти цели доводятся до сведений управленцев среднего звена. Происходит делегирование задач;
- Оперативный менеджмент – он ориентирован на распределение конечных задач и ресурсов, а также на принятие решений в текущей деятельности производства. Оперативный менеджмент по большей части направлен на реализацию задач «здесь и сейчас», но учитываются также особенности процессов, ведь задачи могут быть определяющими в будущем.
По специфике управления выделяют:
- Функциональный менеджмент. Он должен присутствовать во всех видах хозяйственной деятельности, в частности в финансовой, производственной, инновационной, кадровой и логистической. Компании подразделяются на структурные отделы, и в каждом отделе специалисты выполняют свои обязанности. Несмотря на некоторую автономизацию, эти процессы тесно связаны друг с другом, ведь проблемы в одной части могут сказаться на состоянии других подразделений.
- Отраслевой менеджмент. Это узконаправленная и специализированная деятельность, которая направлена на управление конкретной отраслью. Например, отрасль в сфере туризма, спорта или строительства, предоставления отдельных товаров и услуг – все они должны контролироваться и регулироваться. И для этого готовят специалистов – менеджеров, которые будут достаточно компетентны и осведомлены состоянием отдельной взятой сферы.
По функциональной принадлежности выделяют:
- Маркетинг-менеджмент – управление ценами и финансовым рынком, соответствующими процессами;
- Менеджмент сбыта – это поиск поставщиков, оформление договоров;
- Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами, обучение кадров, расстановка кадров в соответствии с их знаниями, умениями и навыками;
- Финансовый менеджмент, где специалисты полностью погружены в процессы управления рисками и налоговыми процессами;
- Инновационный менеджмент – отбор и внедрение новейших технологий, исследование инновационного рынка;
- Инвестиционный менеджмент – вложение капитала, работа с инвесторами;
- Эккаутинг-менеджмент – обработка информации, изучение конкурентов и сбор данных о них.
Зарубежный опыт управления
Зарубежный опыт управления организациями чаще рассматривается на примерах японской и американской системы. Это связано с тем, что они считаются эталонными и наиболее успешными, и именно поэтому чаще всего американский и японский опыт определяют в качестве образцов для подражания.
Система японского менеджмента оказалась наиболее приспособленной к достаточно нестабильным, пусть и очень значимым условиям научно-технической революции и прогресса. В отличие от европейской и американской систем, японское управление учитывает особенности человека, но при этом общая ориентация происходит на технологическое и техническое управление и инновации.
Главный лозунг японского бизнеса – это нововведения и технологии. Они играют значимую роль в управлении, поскольку благодаря этим инновациям можно вывести производственный процесс на качественно и количественно новый уровень. Стремление японцев со временем отразилось и на других странах, в частности на Америке и европейских государствах. Хотя у них все еще поддерживаются идеи, которые свойственны их собственному менталитету.
В Европе и Америке очень многие говорят о некой склонности японцев заимствовать все, но при этом заимствованием занимаются многие страны и народы. А вот японское заимствование – это нечто иное. Они довели управление до такого уровня совершенства, что в кратчайшие сроки внедряют новшества и увеличивают технологическую эффективность. Современное японское производство ориентировано на то, чтобы создавать собственные нововведения, а заимствованные качественно адаптировать к складывающимся условиям. Управление выстраивается с учетом производственных и технологических особенностей каждой организации. Многие из них похожи друг на друга, поскольку являются крупнейшими мировыми корпорациями, где мастерство менеджмента отточено и соответствует особым требованиям современности.
Особенности управления в России
Россия всегда следовала по своему особому пути, соответственно и управление в ней выстраивается в особенном порядке. Система отечественного менеджмента не похожа ни на какую другую систему из тех, что ныне существуют. Она обладает своей спецификой и нюансами. Рассмотрим особенности современной отечественной системы менеджмента.
Одна из основных особенностей – это отсутствие каких-либо требований к оптимизации процессов. Система становится очень инфантильной, ей нет смысла изменяться, да и работает она с разными степенями отдачи. В связи с этим руководители не осведомлены в том, какие существуют болевые точки, как работать с недостатками системы и совершенствовать управление.
Следующая особенность связана с тем, что в управлении никогда не выделялся такой фактор, как успех. Без его достижения компания не сумеет выжить, и это очень большая проблема. Соответственно, управление страдает, и немногие отечественные компании могут выдерживать колоссальный уровень конкуренции. Используются очень разные механизмы улучшения, которые не дают определенных результатов. Ориентируясь на опыт зарубежных коллег, управленцы-россияне стараются привнести что-то новое в действующую систему, но ни по одному из вышеназванных видов менеджмента заметного успеха нет.