Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление ликвидности. Управление ресурсной базой

Управление ликвидностью

Определение 1

Управление ликвидностью – это размещение средств организации (например, банка) таким способом, чтобы активы можно было достаточно быстро превратить в денежные средства для оплаты текущих обязательств.

В общем случае перед финансовым менеджером стоит задача поддерживать такую структуру активов и пассивов, которая позволила бы предприятию выполнять свои финансовые обязательства в оговоренный срок, вовремя производить текущие платежи и при этом вести хозяйственную деятельность в нормальном режиме.

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с риском, поэтому на конкурентоспособность компании влияют такие факторы, как:

  • способность справляться с непредвиденными расходами,
  • запас прочности на случай задержек платежей от контрагентов и т.д.
Статья: Управление ликвидности. Управление ресурсной базой
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В связи с этим управление ликвидностью включает в себя обеспечение ряда необходимых мероприятий:

  • поддержание на расчетном счету постоянных «переходящих» остатков. Здесь крайне важны функции планирования и прогнозирования. С одной стороны, остатки должны быть достаточными, чтобы в случае неожиданных трат покрыть их. С другой стороны, слишком большие остатки – тоже плохо, потому что это по сути «замороженные» деньги, они не участвуют в обороте и не приносят прибыль,
  • построение календарных графиков поступлений и платежей. Они необходимы для выявления ожидаемых кассовых разрывов. В каждом графике должен быть сделан «запас» на случай несвоевременного исполнения обязательств контрагентом, причем эти запасы могут отличаться в зависимости от репутации конкретного покупателя (заказчика) и опыта работы с ним,
  • поддержание оборотных средств на необходимом уровне. Имеет значение и их структура. Например, если все средства окажутся в виде дебиторской задолженности, компания не сможет продолжить вести деятельность, потому что окажется без сырья и возможности его приобрести (пока не поступит оплата или не будут изысканы другие источники денег),
  • заключение с банком договора о предоставлении овердрафта.
«Управление ликвидности. Управление ресурсной базой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Овердрафт (от английского overdraft, что переводится как «перерасход», «сверх планируемого») – это кредитование расчетного счета клиента банком при нехватке (или отсутствии) на счету клиента денежных средств в целях оплаты расчетных документов.

Таким образом, процесс поддержания ликвидности является средством разрешения противоречия между двумя принципами:

  • максимального использования всех имеющихся ресурсов путем вложения их в оборот для извлечения прибыли (деньги на текущем счету «не работают»),
  • формирования «спасательного жилета» для предприятия на случай возникновения неблагоприятных непредвиденных ситуаций.

Большинство компаний в рамках финансового менеджмента самостоятельно решает, как построить управление ликвидностью – пойти по более или менее рискованному пути. Но для финансового сектора решения принимаются в соответствии с указаниями мегарегулятора – Центрального банка. Он устанавливает нормативы ликвидности, которые должны быть обеспечены. В противном случае выносятся предписания и проводятся мероприятия вплоть до отзыва лицензии (например, на банковскую деятельность).

Управление ресурсной базой

Определение 3

Управление ресурсной базой – это деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с их размещением.

В условиях рыночной экономики любое коммерческое предприятие нуждается в ресурсах для осуществления хозяйственной деятельности. Не являются исключением и банки. Они специализируются на посредничестве:

  • с одной стороны – привлекают (покупают) временно свободные денежные средства,
  • с другой стороны – размещают (продают) кредитные ресурсы нуждающимся в них организациям, предприятиям, домохозяйствам.
Определение 4

В состав ресурсов коммерческого банка входят его собственный капитал, а также привлеченные на основе принципа возвратности денежные средства физических и юридических лиц, полученные банком вследствие проведения пассивных операций. Указанные средства используются для проведения активных операций.

Банки могут проводить свои операции только в пределах имеющейся суммы ресурсов. От того, насколько эффективно организованы операции по привлечению средств, зависит размер доступных банку ресурсов, и, соответственно, доходность и ликвидность банка, его экономическая независимость и финансовая устойчивость.

Характер банковских операций тесно связан не только с суммой ресурсов, но и с их структурой – в частности, в разрезе сроков размещения. Так, например, если большая часть ресурсов банка имеет краткосрочный характер (средства на счетах до востребования и вклады небольшой продолжительности), то банк не сможет выдавать долгосрочные кредиты – это будет слишком большим риском. Может получиться так, что вкладчики заберут свои деньги, новых привлечь не удастся, а срок выплаты для заемщиков еще не наступит.

В ходе управления ресурсной базой банка необходимо учитывать и отвлеченные средства, то есть по той или иной причине не участвующие в обороте деньги. Такими «замороженными» ресурсами являются:

  • остатки средств на корреспондентских счетах,
  • резервы,
  • наличные деньги в кассах и устройствах самообслуживания.

Увеличение доли «неработающих» денег приводит к сужению ресурсной базы, необходимостью привлечения дополнительных средств для компенсации этих потерь. С учетом того, что привлекаются деньги за вознаграждение их владельцам, рост «мертвого груза» приводит к снижению доходности банковской деятельности: банк платит средства за пользование деньгами, а прибыли они не приносят. При этом не все потери могут быть проконтролированы: так, обязательные резервы нормируются указаниями Центрального банка; коммерческий банк не может создавать их в меньшем размере, чем установлено. По другим видам «замороженных» ресурсов банк должен проводить политику оптимизации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.10.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot